Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста

Ирина Николаева
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-дефектолога

для детей с нарушением зрениясреднего дошкольного возраста

на 2018- 2019 уч. г.

Николаевой Ирины Викторовны

Новосибирск, 2018

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Характеристика детей с нарушением зрения

1.3. Планируемые результаты

II. Содержательный раздел

Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

2.1. Содержание образовательной работы по пяти областям для детей среднего дошкольного возраста

2.1.1. Социально-коммуникативное развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1.2. Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1.3. Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1.4. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

2.1.5. Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста

2.2. Организация предметно-развивающей среды для детей среднего дошкольного возраста

2.3. Рекомендованные игры для детей среднего возраста по пяти областям

2.4. Система коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе с нарушением зрения

2.5. Работа с семьями детей с нарушением зрения

2.6. Содержание коррекционной работы (описание форм, способов, средств реализации программы)

2.7. Работа воспитателя и тифлопедагога для детей с нарушением зрения

2.8. Разграничение функций тифлопедагога и воспитателя в процессе работы по лексическим темам

2.9. Поэтапная работа тифлопедагога и воспитателя по лексическим темам

2.10. Взаимосвязь и описание работы специалистов

2.11. Содержание вариативной части программы ООП МКДОУ «Д/с № 401»

2.12 Приоритетное направление учителя-дефектолога

III. Организационный раздел

3.1. Циклограмма работы учителя-дефектолога

3.2. Работа психолого-медико-педагогического консилиума

3.3. Режим группы

3.4. Максимально допустимая образовательная нагрузка на воспитанников в неделю

3.5. Список детей среднего группы

3.6. Система динамики развития детей

3.7. Тематические планирование на 2018-2019 уч. г.

3.8. Перспективное планирование учителя-дефектолога по работе с педагогами ДОУ

3.9. Перспективное планирование учителя – дефектолога по работе с родителями на 2018 – 2019 учебный год

3.10. Паспорт кабинета

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа базируется на адаптированной основной образовательной программе МКДОУ «Детский сад № 401 г. Новосибирска».

Программа разработана для детей с нарушениями зрения. Содержание рабочей программы выстроено в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014) и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной (2003г). Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно -правовой базы дошкольного образования, запроса родителей.

Целью Программы является обеспечение гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушениями зрения.

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих задач:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями зрения, в том числе их эмоционального благополучия;

• создания благоприятных условий развития детей с нарушениями зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

• всестороннее развивать все психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников с нарушением зрения. Формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.

• формировать умения получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.

• Развивать умение детей, использовать получаемую полисенсорную информацию в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

Рабочая программа опирается на принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с дошкольниками с учетом их возрастных, индивидуальных, специфических (зрительных) особенностей.

Актуальными при работе с детьми дошкольного возраста являются :

• принцип гуманизацииипедагогического процесса – определяющий приоритет не передачи знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни;

• принцип развивающего обучения – способствующий не только осмыслению приобретаемых знаний, но и развитию психических процессов, связанных с восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевых и эмоциональных процессов, что в итоге обеспечивает развитие личности ребёнка в целом;

• принцип индивидуального подхода – предусматривающий организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребёнка с нарушением зрения, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;

• принцип воспитывающегообучения – отражающий необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка с ОВЗ, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе;

• принцип научностиобучения и его доступности – означающий, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные знания. Представления об окружающей действительности даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания.

Слияние коррекционно–педагогического и лечебно– восстановительного процессов является основным принципом работы комбинированной группы для детей с нарушениями зрения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей.

Нормативно-правовой основой данной программы являются :

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155;

4. Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

6. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л. И. Плаксиной

1.2Характеристика детей с нарушением зрения (ФРЗ)

У детей этой группы выражено становление зрительной системы как доминантной в сенсорной организации ребенка, что характерно для нормально видящих: познание и ориентировка в окружающей действительности на основе зрительного восприятия в соответствии с возрастными возможностями.

Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции :

• гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции;

разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее;

нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение);

амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы.

Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уровню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенности психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности происходят на суженной сенсорной основе.

Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников :

• умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон;

• в двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества;

• в познавательной сфере – недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации;

• освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Для детей с нарушением зрения характерны некоторые особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.

Особенностями социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушением зрения выступают : определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др., воздействующие на состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивости, раздражительности, чрезмерной возбужденности

и др.).

Особенностями познавательного развития дошкольников c ФРЗ выступают : недостаточные полнота, дифференцированность, тонкость и точность образов восприятия; недостаточная познавательная активность; речь и уровень речевого (его достаточность или недостаточность) развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществление познавательных действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: развитие зрительных умений и навыков, восприятия и представлений, создание востребованной ребенком с нарушением зрения особой предметной среды, повышающей и развивающей его зрительный потенциал; трудности зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового; компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают : своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребенка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенностями физического развития детей с ФРЗ выступают : недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие, низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др. ; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа, неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр; трудности формирования навыков правильной ходьбы (с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательная активность, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.

Особенностями художественно-эстетического развития детей с ФРЗ выступают : трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов; недостаточность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и других предметов и объектов действительности; трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.

Дошкольники с ФРЗ имеют как особенности развития процесса зрительного восприятия, так и особенности его протекания в психической деятельности.

К особенностям развития зрительного восприятия при нарушениях зрения следует отнести :

• замедленность (в сравнении с нормально видящими сверстниками) развития процесса зрительного восприятия;

трудности развития механизмов зрительного восприятия: 2-го уровня функционального механизма (функциональная деятельность высших отделов) вследствие слабости 1-го уровня (зрительные функции); операционного и мотивационного механизмов восприятия;

• объем и качество овладения сенсорными эталонами и их системами, период становления перцептивных действий у детей с нарушением зрения не совпадают с таковыми у нормально видящих; степень и характер нарушения зрения, выступая негативными факторами, обуславливают разную временную характеристику длительности (растянутости, недостаточность объема и качества составляющих операционный механизм восприятия;

• трудности и некоторое отставание в формировании представлений как образов памяти сенсорных, предметных, пространственных, социальных;

• неравномерность развития разных сторон зрительного восприятия, обеспечивающих ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую деятельности;

• бедность чувственного опыта;

• возникновение особых сенсорно-перцептивных потребностей;

• некоторые трудности развития свойств восприятия;

• несовершенство зрительных образов в условиях их спонтанного формирования;

• зависимость развития зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей от коррекционно-педагогического сопровождения, организации и осуществления лечебно-восстановительного процесса в их единстве.

Особенностями процесса зрительного восприятия у детей с нарушением зрения выступают :

• cниженные скорость и объем зрительного восприятия, их определенная зависимость от степени и характера функционального расстройства зрения и/или структурной сложности объекта восприятия;

• затрудненность формирования полного, точного, тонкого, детализированного образа восприятия, особенно сложного по структуре и пространственной ориентации, представленного на зашумленном фоне;

• трудности формирования сенсорных эталонов и недостаточный уровень развития всех типов сенсорно-перцептивных действий (действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования, что снижает способность к тонкой и точной дифференциации воспринимаемого;

• потребность в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной деятельности;

• успешность процесса восприятия (точность и быстрота опознания) амблиопичным глазом (амблиопия средней и тяжелой степеней) во многом зависит от оптико-физических характеристик объекта восприятия, условий, в которых решается задача на зрительное восприятие.

1.3. Возрастные особенности детейс нарушениями зрения 4 -5 лет.) У большинства детей с нарушением зрения достаточно сформированы навыки цветовосприятия и ориентировки в пространстве. Большие трудности дети испытывают при восприятии формы. При качественном анализе зрительного восприятия также выявляются проблемные зоны в усвоении программного материала по следующим параметрам: восприятие сложной формы, временные представления, ориентировка в пространстве, восприятие пространства. По этим параметрам большое количество детей с нарушением зрения имеют невысокий уровень развития зрительного восприятия. Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: в основном завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Возраст 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка, не слышит. Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер. Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей дошкольного возраста : - мышление носит наглядно-образный характер; - дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого- то живого.

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы Развитие зрительного восприятия.

Различает и называет цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий,черный, белый и оттенки основных цветов (до четырех).

Узнает и называет квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал, шар, куб, кирпичик.

Сравнивает до пяти предметов по величине.

Называет точным словом величину предметов: длинный, высокий, широкий.

Умеет группировать предметы по двум одинаковым признакам.

Социально-бытовая ориентировка.

Узнает предметы по характерным особенностям одного рода предметов, называя

опознавательные признаки.

Узнает предметы в разных модальностях (в цветном, силуэтном, контурном изображении).

Узнает ранее обследованный предмет под разным углом зрения в условиях искажения одного из свойств: перекрытие контура, силуэтное изображение, отсутствие цветности или изменение пространственного положения в группе предметов.

Умеет составлять целый предмет из четырех.

Ориентировка в пространстве.

Правильно называет и находит предметы в группе.

Правильно определяет и словесно обозначает направления: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево.

Точно ориентируется в частях своего тела.

Правильно показывает направление с точкой отсчета от себя: сверху от меня, справа от меня.

Ориентируется на листе бумаги, определяя верхнюю, нижнюю, правую, левую сторону и середину листа.

Развитие осязания и мелкой моторики

Умеет обводить геометрические фигуры и другие изображения по трафаретам, пунктирным линиям.

Умеет правильно нанизывать бусы, колечки.

Умеет работать с мозаикой : заполнять рабочее поле фишками, выкладывать

горизонтальные, вертикальные линии, орнаменты, отдельные фигуры и предметы,

несложные композиции.

Умеет проводить прямые, волнистые линии от заданного начала к заданному концу, между границами или заданному образцу по пунктиру.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2020 в 17:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД