Каширская Екатерина Александровна
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста «Вода и я»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…. 3
I раздел
Учебно-тематический план программы для детей 3-4 лет….6
Учебно-тематический план программы для детей 4-5 лет…. 8
II раздел
Содержание программы для детей 3-4 лет…10
Содержание программы для детей 4-5 лет…. 10
III раздел
Методическое обеспечение…. 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста „Вода и я“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Плавание, бассейн в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Формирование здоровья ребенка, полноценное развитие его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии, такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.
Занятия в бассейне являются уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Они имеют огромное воспитательное значение, создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Одно из важнейших значений занятий в бассейне детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны.
Цели и задачи.
Цель – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
Задачи:
1. учить детей не бояться воды,
2. освоение различных видов передвижения в воде,
3. воспитание психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др. ,
4. воспитание привычки и любви к пользованию водой, потребности в дальнейших занятиях плаванием,
5. формирование стойких гигиенических навыков.
В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения занятий в бассейне, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.
Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям в бассейне на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
- Конвенцией о правах ребёнка, 2012г. ;
- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)
- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Возраст детей.
Данная программа предназначена для детей 3-4 и 4-5 лет.
Сроки реализации программы.
Сроки реализации рассчитаны на два года обучения.
Организация и санитарно-гигиенические условия проведения занятий в бассейне по программе «Вода и Я»
Успешность обучения дошкольников по программе «Вода и Я» и степень ее оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.
Обучение детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом малоразмерном бассейне, расположенных в здании МАДОУ №30 детский сад «Знайка» г. Рязань.
Обучение организуется во второй половине дня один раз в неделю, не ранее чем через 40 мин после еды. Каждое занятие предусматривает распределения детей по подгруппам, в зависимости от возраста детей и от конкретных условий.
Таблица 1
Длительность занятий в разных возрастных группах в течении года
Возрастная группа Количество
подгрупп Число детей
в подгруппе Длительность занятий, мин.
в одной подгруппе во всей группе
Вторая младшая 2 12-13 от 10-15 до 20 от 20-30 до 40-60
Средняя 2 12-13 от 15-20 до 25-30 от 30-40 до 50-60
Длительность обучения в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, периода обучения. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается.
Большая роль в подготовке и проведении занятий по программе «Вода и Я» отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с руководителем и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе : следят за выполнением расписания, готовят воспитанников к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
Воспитатель перед занятием проверяет наличие у детей всех плавательных принадлежностей, помогает детям подготовить все необходимое. Воспитатель сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети раздеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста. Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее. Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности. Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя
Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.
При проведении занятий осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий включают следующее:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- ежедневная смена воды;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
- анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.
Таблица 5
Санитарные нормы температурного режима в бассейне.
Возрастная группа Температура
воды (0С) Температура воздуха (0С)
Вторая младшая + 30… +320С +26… +280С
Средняя + 28… +290С +24… +280С
Обеспечение безопасности на занятиях по программе «Вода и Я»
До начала организации занятий в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны знать меры по оказанию помощи на воде и в любую минуту быть готовыми помочь детям.
Обеспечение безопасности при организации занятий с детьми дошкольного возраста включает следующие правила.
- Обучение проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены.
- Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
- Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
- Не проводить занятия с группами, превышающими 10-12 человек.
- Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.
- Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости толькос разрешения преподавателя.
- Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее.
- Научить детей пользоваться спасательными средствами.
- Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
- Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении занятий.
- Не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еды.
- При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинениегуб) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
- Соблюдать методическую последовательность обучения.
- Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
- Не злоупотреблять возможностями ребенка.
- Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности занятий по данной программе.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению преподавателя;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде преподавателя.
Соблюдение правил поведения в бассейне с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении занятий по программе «Вода и Я».
Таблица 6
I раздел
Учебно-тематический план программы
для детей 3-4 лет.
Блок Тема занятий Количество часов в неделю Количество часов
«Освоение в воде»
1. Организационный вход в воду (индивидуально) 2 8
2. Плескание 1
3. Движение руками в воде 2
4. Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней 3
«Передвижение в воде по дну бассейна разными способами»
5. Передвижение по дну бассейна шагом, бегом, прыжками. 2 6
6. Передвижение по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук 2
7. Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами 2
«Передвижение и ориентировка в воде, погружение в воду 8. Приседание в воде 2 8
9. Опускание лица в воду 2
10. Погружения в воду с опорой 2
11. Игры, связанные с погружением в воду, передвижением и ориентировкой в воде 2
«Выдохи в воду» 12. Выдох перед собой в воздух 1 3
14. Выдох на воду 1
15. Игры с использованием воздуха в воду 1
Итого в год: 25 часов.
Таблица 7
Учебно-тематический план программы для детей 5-6 лет.
Блок Тема занятий Количество часов в неделю Количество часов
«Организационный вход в воду» 1. Организационный вход в воду (индивидуально) 1 5
2. Поточный вход в воду 1
3. Умывание в воде бассейна 1
4. Движения руками в воде 1
5. Игры, связанные с привыканием к воде и взаимодействием с ней 1
«Передвижение в воде по дну бассейна разными способами» 6. Передвижение по дну бассейна шагом 1 5
7. Передвижение по дну бассейна бегом 1
8. Передвижение по дну бассейна прыжками 1
9. Передвижение в воде по дну бассейна изученными ранее способами в сочетании с движениями рук 1
10. Игры в воде, связанные с передвижением по дну бассейна различными способами 1
«Погружение в воду с открыванием глаз» 11. Опускание лица в воду 1 7
12. Открывание глаз в воде 1
13. Приседание в воде 1
14. Погружение в воду (с опорой) 1
15. Погружения в воду (без опоры) 2
16. Игры, связанные с погружением в воду 1
«Выдохи в воду» 17. Выдох в воду 1 2
18. Игры с использованием выдоха в воду 1
«Лежание в воде на груди и на спине» 19. Лежание на груди 2 6
20. Лежание на спине 2
21. Игры, связанные с лежанием на груди и на спине 2
Итого в год: 25 час.
II раздел
Содержание программы для детей 3-4 лет
Блок «Освоение в воде». Познакомить детей с бассейном, с правилами поведения и гигиены в бассейне, с водой; воспитывать безбоязненное отношение к воде. Приучать детей входить в воду, самостоятельно, не бояться брызг, не вытирать лицо руками.
Блок «Передвижение в воде по дну бассейна разными способами». Продолжать приучать детей самостоятельно входить в воду; упражнять в выполнении разных движений в воде: активно передвигаться шагом, бегом, прыжками.
Блок «Передвижение и ориентировка в воде, погружение в воду». Приучать детей смело входить в воду, самостоятельно опускать лицо в воду, не бояться воды.
Блок «Выдохи в воду». Приучать смело опускать лицо в воду, не бояться воды выполняя выдох в воду.
Содержание программы для детей 4-5 лет.
Блок «Организационный вход в воду». Рассказать детям о пользе плавания, ознакомить с помещением бассейна, поведением в нем. Познакомить с правилами поведения на воде. Воспитывать безбоязненное отношение к воде.
Блок «Передвижение в воде по дну бассейна разными способами». Совершенствовать различные виды движений в воде.
Блок «Погружение в воду с открыванием глаз». Учиться погружаться в воду, не бояться открывать глаза.
Блок «Выдохи в воду». Приучать детей не бояться делать выдохи в воду.
Блок «Лежание в воде на груди и на спине». Обучать лежанию на груди и на спине. Способствовать усвоению навыков личной гигиены.
III раздел
Методическое обеспечение программы
1. Булгакова Н. Ж. Плавание : Пособие для инструктора – общественника / Н. Ж. Булгакова. - М. : Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
2. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно-методическое пособие/Л. Н. Волошина. – М. :АРКТИ, 2005.-108 с. (Развитие и воспитание).
3. Галицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Галицина. - М. :, 2005.-143с.
4. Глазырина Л. Д. Физическая культура - дошкольникам : программа и программные требования : Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
5. Козлов А. В. Плавание : Учебная программа/А. В. Козлов. - М. : Просвещение, 1993
6. Левин Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л. Е. Микулин. – М. : Физкультура и спорт,1974.-95 с. - (Азбука спорта).
7. Макаренко Л. П. Юный пловец. /Л. П. Макаренко. - М. :Физкультура и спорт, 1983.-288с.
8. Осокина Т. И. Как учить детей плавать : Пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. - М. : Просвещение, 1985.-80 с.
9. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду : Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - М. : Просвещение, 1991.-158 с.
10. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. -2001.- № 6, 7.
11. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ : Методическое рекомендации / С. Д. Сажина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 112 с. - (Библиотека руководителя ДОУ).
12. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста : Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. -М. :ТЦ Сфера, 2005.-176 с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
13. Маханева М. Д., Баранова Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Синяя птица).
14. Петрова Н. Л., Баранов В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. – М. : «Издательство ФАИР», 2008.-120 с.