МААМ-картинки

Рабочая программа воспитателя для детей средней группы. Часть 2

Светлана Красова
Рабочая программа воспитателя для детей средней группы. Часть 2

1.1.4. Характеристики особенностей развития детей

дошкольного возраста 4-5 лет

В этом возрасте дети направлены на освоение устройства окружающего мира, поэтому так часто разбирают игрушки и предметы на составляющие детали, и задают большое количество вопросов, касающихся различных сфер жизни, например: «Почему из машины идет дым?», «Кто включает звёзды?», «Кто открывает цветы?».

Публикация «Рабочая программа воспитателя для детей средней группы, Часть 2» размещена в разделах

В общении со взрослыми появляется повышенная обидчивость. От взрослого дети ожидают уважительного отношения, во взаимодействии направлены на похвалу, и болезненно воспринимают порицания. Такая повышенная обидчивость является возрастным феноменом и в норме проходит. Демонстрация уверенности взрослого в способностях ребёнка, доброжелательное отношение, позитивное настроение помогают ребёнку преодолеть обидчивость, развивают его инициативу и стремление к сотрудничеству со взрослым.

В возрастном периоде около четырёх лет происходит всплеск в развитии общения со сверстниками. Сверстник как партнер по общению становится для ребёнка более привлекательным и желанным, чем взрослый. Дети начинают общаться с ровесниками в два раза чаще, чем со взрослыми. Помимо потребности в сотрудничестве начинает активно развиваться потребность в признании сверстниками, что находит своё отражение в постоянном сравнении себя с ними, конкуренции, соревновательности. Появляются детские игровые объединения, которые носят ситуативный характер, при возникновении сложностей дети переходят в другие объединения или организовывают их самостоятельно, начинают регулировать отношения, включая или не включая сверстников в совместную игру. Для разрешения проблем включения в игру дети часто обращаются к педагогу, поскольку он обладает авторитетом знающего, умеющего и справедливого, а сам факт включения в игру со сверстниками имеет для ребёнка большое значение. Важно, чтобы педагоги внимательно относились к таким жалобам детей и помогали им находить способы договариваться со сверстниками. Познание сверстника дошкольником носит отражённый характер. Из общения с ровесниками ребёнок извлекает то, что характеризует его самого: партнёр познаётся только относительно себя. Дети младшего и среднего возраста выражают ровеснику преимущественно критическое отношение; в гораздо более старшем возрасте они будут уже способны оценить достоинства другого ребёнка и соответственно отнестись к нему.

В этом возрасте продолжают активно формироваться и закрепляться культурно- гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Огромную роль в этом процессе играют взрослые, этот вопрос требует особенного внимания, поддержки инициативы и способностей детей.

Развиваются изобразительная и конструктивная деятельности. Рисунки и постройки усложняются и становятся более детализированными, расширяется круг изображаемых объектов.

Увеличивается объём памяти и устойчивость внимания, дети могут сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью 15-20 минут. Развивается восприятие (дети выстраивают упорядоченные ряды по цвету, форме, высоте, длине, наглядно-образное мышление, становится доступным использование простых знаков, схем, при этом сохраняется эгоцентрическая познавательная позиция. Расширяются познания детей об окружающем мире.

Продолжает развиваться сюжетно-ролевая игра. Развивается ролевое взаимодействие, роли могут меняться в процессе игры, происходит разделение реального и игрового взаимодействия между детьми. Дошкольники стремятся к совместной игре со сверстниками и даже соглашаются на непривлекательные роли ради того, чтобы быть принятым ими в совместную игру. На начальных этапах развития игры дети отражают внешний аспект деятельности взрослых, предметные действия взрослых, направленные на других людей, и поэтому большое значение имеют предметы «как у взрослых» : оборудование, одежда, атрибуты. Это позволяет детям лучше осмыслить функции и значение взрослых предметов культуры, освоить жизнь взрослых, построить образ мира. Чем разнообразнее представления детей об окружающей жизни и опыт взаимодействия с детьми разного возраста, тем лучше развита у них игровая деятельность. В игре развивается основное психическое новообразование дошкольного детства – продуктивное воображение.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы в ФГОС ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Образовательная область Критерии

Социально-коммуникативное развитие

Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умеет налаживать с ними вербальный и невербальный контакт. Играет в группе сверстников по два-четыре человека. В процессе сюжетно-ролевой игры взаимодействует со сверстниками, выбирает роль в соответствии с сюжетом. Использует в игре средства эмоциональной выразительности. В конфликтной ситуации со сверстниками умеет уступить. Адекватно откликается на просьбы и поручения взрослого, на эмоциональные переживания других людей. Обращается к воспитателям по имени и отчеству. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в дошкольной образовательной организации. Ситуативно соблюдает элементарные правила бережного отношения к природе и животным, проявляет заботливое отношение к животным. Ситуативно пользуется правилами дорожного движения, поведения на улице, на транспорте. Называет своё имя, фамилию, возраст. В случае опасности обращается за помощью к взрослому.

Знает:

— о правилах поведения за столом, умывания, туалета;

— последовательность одевания одежды в разное время года;

— некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, полицейский, пожарный, строитель, водитель, парикмахер и т. д.) и результатах их профессиональной деятельности;

— элементарные правила поведения на природе;

— состав семьи, родственные отношения;

— виды транспорта, который функционирует в данном населённом пункте.

Имеет представление:

— о домашней хозяйственной деятельности взрослых;

— некоторых профессиях людей (в том числе военных,

сельскохозяйственных) и взаимопомощи людей разных

профессий;

— необходимости соблюдения правил гигиены;

— труде людей по уходу за домашними животными;

— себе, составе семьи, родственных отношениях;

— правилах поведения в общественных местах (в парке,

в магазине, в гостях, в поликлинике, на транспорте).

Может:

— аккуратно есть, пользоваться вилкой;

— самостоятельно выполнять доступные гигиенические

процедуры, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком, расчёсывать волосы;

— замечать непорядок в одежде и при помощи взрослого

приводить её в порядок;

— выполнять элементарные поручения взрослых (дежурит

по столовой; убирает на место одежду и игрушки и др.);

— назвать несколько профессий, с которыми сталкивался

в быту и знакомился в произведениях художественной литературы;

— поддерживать порядок в игровом уголке, на рабочем месте во время занятий рисованием, лепкой и другими видами деятельности;

— кормить рыб и птиц, поливать цветы (под присмотром

воспитателя).

Познавательное развитие

Знает:

— своё имя и фамилию, возраст, имена родителей и других

членов семьи, имя и отчество воспитателей;

— название страны, родного города, села;

— основные трудовые действия врача, продавца, парикмахера, повара.

Имеет представление:

— о семье и взаимопомощи членов семьи;

— основных частях тела человека и их назначении;

— элементарных правилах поведения и личной гигиены;

— разных видах общественного транспорта;

— характерных признаках города и села;

— элементарных правилах поведения в городе и природе;

— профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;

— основных особенностях сезонной жизни природы;

— основных особенностях сезонной жизни людей;

— условиях роста растений;

— выращивании овощей и фруктов;

— домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за

домашними животными) и жизни диких животных в природе.

Может:

— отличать город от села;

— различать времена года и называть их признаки;

— понимать простейшие причинно-следственные связи (холодно — надо тепло одеваться);

— отличать и называть деревья (три-четыре вида) и кустарники (один вид);

— называть грибы и ягоды;

— отличать съедобные части растений от несъедобных;

— узнавать мухомор как несъедобный гриб;

— решать задачи в групповой деятельности (навык групповой деятельности);

— в практических действиях с новыми предметами пытаться узнать их свойства (сжимать, катать, разъединять, пересыпать, переливать и пр.).

Пересчитывает предметы в пределах пяти с обобщающим жестом, соотносит свои пальцы с количеством единичных предметов, составляет взаимно-однозначное соответствие. Сравнивает объекты по их количеству независимо от их величины.

Решает простейшие логические задания: определяет лишнее, находит нелепицы, продолжает логическую последовательность. Находит общие признаки фигур и группирует их по одному из признаков (форме, цвету и др.) или одновременно по двум

признакам. Выделяет противоположные признаки предметов (большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий, длинный — короткий). Ориентируется в пространстве, оперирует понятиями «перед», «после», «между». Узнаё т основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Выполняет задания на прохождение несложных лабиринтов, понимает план помещения. Пользуется условной меркой при измерении количества жидкости и длины при помощи взрослого. Знает и называет время суток: утро, день, вечер, ночь; знает и называет времена года: зима, весна, лето, осень. Самостоятельно выполняет простые творческие задания.

Речевое развитие

Понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова. Понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда). Подбирает признаки, качества и действия к названию предметов. Сравнивает и называет предметы по размеру, цвету, величине. Соотносит названия животных и их детёнышей. Употребляет глаголы в повелительном наклонении («побегай», «помаши»). Правильно согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание («пушистая кошка», «пушистый котик»). Составляет предложения разных типов. Правильно произносит звуки родного языка. Находит слова, сходные и различные по звучанию. Правильно пользуется умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности. Пересказывает короткие сказки и рассказы с незнакомым ему ранее содержанием. Составляет рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым. Описывает предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку. Пользуется разнообразными вежливыми формами речи.

Художественно-эстетическое развитие

Отвечает на вопросы, связанные с содержанием произведения. Понимает образный язык сказок, рассказов, стихотворений. С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов. В создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками. С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создаёт варианты одного и того же объекта с учётом конструктивной задачи. Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства. Внимательно, от начала до конца, прослушивает небольшие музыкальные произведения, адекватно эмоционально реагируя на их настроение (смену настроений в различных частях). Рассказывает о своих музыкальных впечатлениях, чувствах и образах, возникших в процессе музыкального восприятия. Различает изображённые в музыке звуки природы, голоса животных и птиц. Рассказывает о своих музыкальных ассоциациях. С удовольствием двигается под музыку, импровизируя и выражая пластикой настроение и характер музыки. Поёт выразительно, от начала до конца, в основном правильно артикулируя и распределяя дыхание, простые песни в удобном диапазоне, с аккомпанементом (под фонограмму, караоке) или подпевая взрослым. Владеет элементарными приёмами игры на игрушечных и простейших народных музыкальных инструментах, может ритмически сопровождать мелодию с простым ритмическим рисунком, а также воспроизвести на шумовых музыкальных ининструментах простейшие ритмические формулы. Узнаёт и может воспроизвести названия нескольких предусмотренных Программой музыкальных произведений, которые прослушивались или разучивались на музыкальных занятиях.

Планируемые результаты освоения программы «Видим, понимаем, создаём» Рисование. Проводит линии заданного характера (дугообразные, волнистые, ломаные) с использованием опор-дорожек. Соединяет точки линиями, изображает формы геометрического характера. Заполняет силуэты крупных объектов с деталями. Создаёт штриховку прямыми короткими штрихами.

Лепка. Создаёт рельефные изображения на приготовленном фоне. Лепит объекты объёмной формы, имеющие по дветри части.

Аппликация. Моделирует изображение по силуэтной и нерасчленённой основе (аппликация из двух-четырёх элементов). Вклеивает в готовый контур детали при составной аппликации, используя наложение. Создаёт силуэты с изображением мелких частей.

Физическое развитие

Умеет:

— принимать правильное исходное положение при метании;

— строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

— отбивать мяч о пол не менее пяти раз;

— выполнять упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

Может:

— метать предметы разными способами обеими руками;

— ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м;

— скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);

— ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься в горку;

— ориентироваться в пространстве, находить левую и правую стороны.

Соблюдает элементарные правила гигиены: моет руки с мылом, пользуется расчёской, носовым платком. Соблюдает элементарные правила приё ма пищи: моет руки перед едой, правильно пользуется столовыми приборами. Обращается к взрослым при заболевании, травме.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

1.2.1. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

В соответствии со статьей 28 Федерального Закона «Об образовании» в МБДОУ ведется индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 4-5 лет.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования.

1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.

2. Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации.

3. Единство диагностики и развития (коррекции).

4. Учёт возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребёнка при построении диагностических заданий.

5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации и не приводит к переутомлению ребёнка в ходе обследования.

6. Профессионализм проведения обследования, обеспечиваемый тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами. Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребёнка недопустимо.

7. Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке. Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.

На уровне образовательной организации (система оценки качества реализации Программы) решаются задачи:

• повышения качества реализации Программы дошкольного образования;

• реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

• задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;

• создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Программой предусмотрена система педагогического мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, в педагогическом мониторинге используются малоформализованные методы:

- педагогические наблюдения, педагогическая диагностика, связанная с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- психологическая диагностика, проводится педагогом-психологом только с письменного согласия родителей (законных представителей, проводится, согласно диагностических методик, используемых педагогом-психологом в обследовании детей в соответствии с возрастом.

В результате данной работы составляется индивидуальный маршрут развития ребенка, фиксирующий достижения ребенка в ходе образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг в группе осуществляется согласно Положения о системе внутреннего мониторинга качества образования, с целью оптимизации сбора информации используются диагностические пособия, разработанные в соответствии с ФГОС.

Педагогический мониторинг проводится в начале учебного года (с 01.09.2021 по 15.09.2021 г.) и в конце учебного года (с 1.05.2022 г. по 25.05.2022 г.). Психологическая диагностика, осуществляется педагогом-психологом в течение учебного года по психодиагностическим методикам соответствующим возрасту детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет. 3 часть содержательного раздела 2 раздел1. Тема «Над-под» Задачи: Сенсорное развитие. Развитие пространственных, временных и квазипространственных представлений. Ход Упражнение.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа воспитателя для детей средней группы. Часть 2
Опубликовано: 4 августа 2021 в 17:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД