МААМ-картинки

Рабочая тетрадь по рисованию жидким соленым тестом

Бурдуковская Екатерина
Рабочая тетрадь по рисованию жидким соленым тестом

МБДОУ «ЦРР-Мухоршибирский детский сад «Звездочка»

Рабочая тетрадь

по художественно-творческому развитию

детей старшего дошкольного возраста на

примерах семейской домовой росписи

Авторы:

Локтионова Г. В., старший воспитатель детского сада «Звездочка»,

Бурдуковская Е. И., воспитатель детского сада «Звездочка»,

Шадрина М. Б., воспитатель детского сада «Звездочка».

Описание материала:

Публикация «Рабочая тетрадь по рисованию жидким соленым тестом» размещена в разделах

Методическое пособие предполагает разные формы закрепления и уточнения знаний детей, и направлено на формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностно-деятельностного отношения к народному декоративно-прикладному искусству в процессе различных видов продуктивной деятельности. Игровые задания способствуют созданию мотивационной основы к выполнению учебных задач, развитию психических процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления; развитие интеллектуальных и личностных качеств детей: любознательности, активности, самостоятельности, креативности, ориентированности на сотрудничество. Данное пособие адресовано детям старшего дошкольного возраста, родителям, педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений. Рабочую тетрадь рекомендуется использовать на коллективных и индивидуальных занятиях по изобразительному искусству с детьми дошкольного возраста в детских садах, а также при обучении в домашних условиях. Занимательные задания оставят яркие впечатления о богатстве и красоте семейской росписи. С этой целью подобрана познавательная информация, стихи, иллюстрации и методика обучения таким образом, чтобы на Вы смогли:

- расширить знания детей о характерных особенностях (элементы узора, цветовая гамма, композиционное построение) и технике росписи семейских Забайкалья, её символике и назначении;

- развивать эстетический вкус ребёнка, учить видеть красоту росписи, плавность линий, изящество завитков, ритмичность рисунка, пробудить любовь к изобразительному искусству;

- закрепить знания и представления о способах и о последовательности выполнения разнообразных элементов росписи, а затем и о последовательности росписи изделий;

- используя учебные практические задания, построенные на принципе повтора, совершенствовать изобразительные и технические навыки и умения детей в рисовании элементов росписи семейских Забайкалья, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

- подвести детей к творческому созданию собственных декоративных композиций по мотивам народных промыслов, используя специально подготовленные силуэты изделий.

Уважаемые взрослые!

Вспомните, какую радость Вам в детстве приносило рисование!

Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Многие из Вас считают, что просто не умеют рисовать.

Не спешите расстраиваться! Существует множество приёмов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получите от таких совместных занятий не только удовольствие.

Представленные в рабочей тетради «нетрадиционные способы и техники рисования» подарят Вам радость взаимного общения и сотворчества с вашим ребенком, позволят заняться единым творческим делом, в котором взрослые и дети-равные партнеры.

Отбор содержания рабочей тетради соответствует принципу наглядности и доступности, выстроен с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Помимо разноплановой познавательной информации, в пособии используются игровые и творческие задания, которые позволят Вам заинтересовать ребенка в познании неизвестных ему способов и техник рисования.

Данный материал будет способствовать развитию мелкой моторики, творческих способностей и фантазии каждого ребенка, а также организации интересной семейной досуговой деятельности.

Рабочая тетрадь является пособием для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как родителями, так и воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Немного истории

Типы росписи

Забайкальская домовая роспись по своему характеру и стилю очень разнообразна. Прежде всего, надо отметить как бы два пласта в росписях изучаемых нами семейских селений XIX — начала XX в.

Первый тип росписи

К первому типу относим геометрические, полурастительные и в меньшей степени растительные мотивы, принадлежащие кисти женщин -домохозяек.

Покрывали стены жилища и сеней, перегородки, деревянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее древними и распространенными в этих росписях является изображение круга, пришедшее сюда из резьбы. Они представлены в росписях семейских в разнообразных вариациях.

Круги, чаще всего вписанные друг в друга, в количестве от 3 до 10 и даже больше. Ширина линии каждого круга, как и его размеры, произвольные. Вписанные круги соединяются между собой прямыми, волнообразными, ломаными линиями и крючками.

Круги изображаются одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорций. Другим любимым мотивом являются «косачи» (из-за сходства с хвостовыми перьями косача-глухаря и петуха, S-образные завитки. Украшали росписью: предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки.

Диваны-канапельки были расписаны чаще всего под орех, т. е. по желтому коричневому, бордовому фону кистью или гребнем наносили черные, белые разводы. Излюбленные мотивы – лучистые круги, розетки, клетки, косачи сосенки и другие.

Второй тип росписи

Второй, более поздний, пласт домовой забайкальской росписи характеризуется развитием растительных мотивов; она принадлежит кисти мастеров-профессионалов из среды семейских (в том числе женщин, ссыльных поселенцев и пришлых мастеров, работавших по найму.

Основной элемент этой росписи — тюльпан, выполненный двумя-тремя красками (от светлого к темному и наоборот, с большим количеством черных запятых — «агашек».

Мотив тюльпана был широко распространен в растительных узорах на Севере и в среднерусских районах, но с начала XIX в. он стал вытесняться цветком розы. В Забайкалье тюльпанами расписывали до самого конца XIX в., хотя розоподобные цветы уже давно имели место в росписях многих мастеров.

У семейских были свои мастера-иконописцы или по-местному «богомазы» (писали иконы старого письма и переписывали книги религиозного содержания).

Обычно мастера-красильщики писали масляными красками, а темперой могли писать только иконописцы. Хозяйки стали писать свои узоры в сенях, в коридорах, на открытых террасах, уступая право росписи внутри жилища наемным мастерам-красильщикам (виртуозам).

По найму расписывали один опечек или кровать, шкаф, внутри дома карнизы-наличники, место над окном и дверью украшают гирлянды-вазоны, гирлянды с двумя бело розовыми голубками – на одном и двумя красно-коричневыми петушками – на другом. Красильщик по прозвищу «Щеголь» (с. Большой Куналей) любил рисовать красных двуглавых орлов на ставнях.

Росписью занимались и «пришлые». Мастер Черников — ссыльный, лучистые круги, розетки, клетки, косачи дописывал дома зажиточных крестьян и кулаков.

Ссыльный столяр и красильщик Огурцов (с. Надеино). «Васенька-красильщик» — скрывался от местных властей, работал вместе с женой. Пришлые мастера -«барбосы» оставили много своих росписей в семейских селениях. Бродячие бригады «Самоходы».

История возникновения соленого теста.

«Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме…»

«Основной проблемой была недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны», поэтому стали добавлять соль в большом количестве.

. Раньше изготовление фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки служили оберегами, ритуальными предметами.»

В наши дни это древнее народное искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную. Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и т. д.

Современные изделия раскрашиваются, покрываются лаком и выглядят под керамику.

Соленое тесто – материал экологически-чистый, безвредный и поэтому рекомендован для работы с детьми для развития их творческих способностей.

«Тесто – доступный всем, дешевый и легкий в освоении материал, его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике.»

Из солёного теста можно не только лепить разные фигурки и создавать декоративные композиции, но жидким солёным тестом можно рисовать любые картины на различные сюжеты. Заготовленное в баночках жидкое цветное соленое тесто можно хранить неделю и даже две в прохладном месте.

Мы рассмотрим технологию рисования жидким цветным соленым тестом, где вместо кисточки применяется чайная ложка и стека, а вместо красок – смесь из муки, соли, клея ПВА, гуаши и воды.

Эта «Авторская технология» была разработана творческой группой ….в 2018 году и может использоваться как в дополнительном образовании, так и в школах и в реабилитационных центрах. Она интересна детям своей новизной и простотой. Дает возможность детям свободно рисовать, почувствовать цвет, поэкспериментировать, пофантазировать.

Очень удачно можно использовать способ рисования соленым тестом в изотерапии. Данная технология позволяет применять упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, поднятия настроения, установки на дальнейшую творческую работу.

Можно с успехом применять рисование цветным жидким соленым тестом с детьми младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте особое внимание уделяется мелкой моторике кистей рук.

Кистью маленький ребенок работает неуверенно, боится испортить работу. А рисование чайной ложкой, стекой или палочкой, которая в данном случае заменяет кисточку, помогает подготовить руку к более сложным упражнениям.

Прием рисования соленым тестом может быть как самостоятельным занятием, так и дополнительным, при изучении теплых и холодных цветов, при изучении основных и получении дополнительных цветов. Смешение цвета можно выполнять не на палитре, а прямо на работе, получая рисунок листка или цветка.

Рисование жидким цветным соленым тестом дети могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.

Большой интерес такой прием вызывает и у старшеклассников. Это хороший материал для развития воображения и фантазии.

В процессе работы идет постоянная смена видов деятельности, которая необходима в любом возрасте: ребята готовят цветное соленое теста, где смешивают в баночках гуашевые краски с мукой, солью, клеем ПВА и водой. Чайная ложка и стека заменяют кисть.

Чайной ложкой наливают тесто разных оттенков на плотную основу (картон, орголит) для создания фона. Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; стекой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т. д.). Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры.

Возможности и материалы для этого вида творчества просты и доступны: ваша фантазия, творческое воображение, мука, соль, клей и гуашевые краски. Работу нарисованную жидким цветным соленым тестом можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течении 12 часов или одних суток, в зависимости от размера рисунка.

Технология рисования жидким цветным соленым тестом

Материалы и принадлежности

Жидкое цветной соленое тесто в баночках, клеенка, основа из орголита или плотного картона, стеки, чайные ложки, салфетки, банки с водой.

Расскажите детям сказку:

РЕЦЕПТ «ВОЛШЕБНОГО ТЕСТА» Однажды волшебница пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: "Что вам нужно, чтобы стать счастливее?" По-разному отвечали люди на этот вопрос: Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие - что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу; четвертые - что хотят быть гибкими и текучими, как вода. чтобы с легкостью "утекать" из любых жизненных невзгод; пятые - желали склеить разбитые отношения. "Пожалуй, я смогу им помочь,- размышляла волшебница. - В основу для красок я положу муку, чтобы люди всегда были сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы они могли узнать тайны жизни. Замешаю волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет таким, чтобы я смогла испечь оладьи, вот тогда-то я и добавлю особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, хорошие дела и добрые начинания". Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам и стала добавлять в каждый горшочек краску. Небо прислало ей голубой цвет, лес-зеленый, огонь красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга - сразу семь. Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

Ссоздания жидкого цветного соленого теста.

В банки для каждого цвета замешиваем состав из основы:

2 столовых ложки пшеничной муки.

1 1 столовая ложка мелкой соли.

1 чайная ложка клея ПВА.

чайной ложки гуаши любого цвета.

Все перемешать до консистенции цветной сметаны. Тесто готово.

Рисуем поляну цветов (пример)

Рисуем фон для композиции «Поляна цветов» Для выполнения композиции используем основу из плотного картона, загрунтованного клеем ПВА или любым цветом гуаши с клеем ПВА для того, чтобы жидкий состав цветного солёного теста не впитывался в основу и не деформировал её. Для выполнения фона наносим чайной ложкой капли жидкого цветного соленого теста нужных оттенков (голубой, синий, сиреневый) по всей поверхности основы. Работая тонким концом стеки, соединяем все цветовые капли, оставляя разводы причудливой формы.

Рисуем цветы по залитому фону. На полужидкий цветной фон чайной ложкой наносим ««кляксочки» ярких теплых оттенков для создания цветов. Острым концом стеки от каждой «кляксы» тянем лепесточки, добавляя при необходимости другие оттенки в каждый цветок. Процарапываем стекой прожилки у цветка, соединяя несколько оттенков.

Рисуем листья.

Листья получаем таким же методом.

Чайной ложкой наносим капли жидкого зеленого теста разных оттенков, а стекой растягиваем эти капли по форме задуманного листочка.

На листочек добавляем капельным способом 2-ой, а по желанию и 3-ий оттенок, и стекой прорисовываем, как пером прожилки, смешивая эти оттенки в интересные узор.

Приёмы работы на однотонном и цветном фоне.

Чайной ложкой нужно налить тесто разных оттенков на плотную основу (картон, оргалит, пластиковая или пенопластовая посуда) для создания фона.

Стекой или палочкой прорисовывают (процарапывают) на фоне замысловатые разводы (узоры); чайной ложкой наносят капельки жидкого теста другого цвета; палочкой превращают эти капли в разные формы, вытягивая их в разных направлениях для получения определенной конфигурации (цветка, рыбки, бабочки и т. д.).

Для создания цветных эффектов на фигуры наносят цветные капли и стекой соединяют их в причудливые узоры. Работу, нарисованную жидким цветным соленым тестом, можно высушить в любом сухом помещении, при комнатной температуре в течение суток и при желании покрыть лаком.

Публикации по теме:

Конспект занятия по лепке с соленым тестом во второй младшей группе «Домики для поросят»Конспект занятия по лепке с соленым тестом во второй младшей группе «Домики для поросят» Цель: Развитие художественно-творческих навыков в лепке. Совершенствовать умение скатывать соленое тесто круговыми движениями, прямыми движениями.

Мастер-класс по сказкотерапии в нетрадиционной технике «Рисование жидким тестом»Мастер-класс по сказкотерапии в нетрадиционной технике «Рисование жидким тестом» Уважаемые коллеги! Давненько не публиковала новые материалы на всеми нами любимом МААМ! Плотно занималась созданием своего персонального.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Мастер-класс «Рисование жидким, цветным, соленым тестом «Зимняя сказка»Мастер-класс «Рисование жидким, цветным, соленым тестом «Зимняя сказка» Рисование жидким, цветным, соленым тестом "Зимняя сказка". Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с Вами нетрадиционным.

Рисование жидким цветным солёным тестомРисование жидким цветным солёным тестом Рисование жидким,цветным,солёным тестом. Цель:познакомить детей с новым увлекательным способом рисования-рисование жидким,цветным,солёным.

Рисование жидким солёным тестомРисование жидким солёным тестом Рисование жидким солёным тестом может заинтересовать и ребенка, и взрослого, который любит фантазировать и творить. Рисование соленым тестом.

Тетрадь — лицо ученика! (или как мы ведём записи в тетрадках)Тетрадь — лицо ученика! (или как мы ведём записи в тетрадках) Тетрадь – это лицо ученика, сразу можно определить, какой он – старательный, прилежный или нет. Каждый раз, заводя тетрадь, мы с ребятами.

Тетрадь взаимодействия с логопедом во второй младшей группе Это сокращенная версия. Надеюсь Вы найдете здесь что то и для себя. Тетрадь взаимодействия с логопедом 2 младшая группа «Капитошка».

Видеозанятие «Рисуем жидким, цветным, соленым тестом. Рыбка»Видеозанятие «Рисуем жидким, цветным, соленым тестом. Рыбка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию видеозанятие "Рисуем жидким, цветным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая тетрадь по рисованию жидким соленым тестом
Опубликовано: 7 января 2021 в 16:07
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД