Маргарита Неведомская
Рабочая учебная программа «Шондi» (реализация национально-регионального компонента в ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 94 компенсирующего вида»
Рабочая учебная программа
«Шондi»
подготовительная группа
Авторы – разработчики :
М. Н. Неведомская
воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Д/с № 94»
Ухта 2012 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка. 3
2. Учебно-тематический план непосредственной образовательной
деятельности по программе «Шондi». 16
Публикация «Рабочая учебная программа „Шондi“ (реализация национально-регионального компонента в ДОУ)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
3. Календарно-тематическое планирование занятий в подготовительной
группе. 17
Пояснительная записка.
В условиях развитой системы учреждений компенсирующего вида в Российской Федерации для детей данной категории, исходя из национальных интересов в области образования, годовых задач нашего учреждения, которые требуют использование современных технологий в подходе к образовательному процессу, актуальным видится более детальный пересмотр и системный подход к выбору форм и содержания коррекционно–развивающего взаимодействия с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Возникает необходимость разработки рабочей программы, которая позволила бы более углубленно подойти к организации работы с детьми с нарушениями речи.
Содержание базисной программы расширено введением национально – регионального компонента, который направлен на освоение детьми ближайшего окружения, приобщения детей с ранних лет к культуре родного края, знакомству с национальными особенностями, традициями, животным и растительным миром Республики Коми, в которой мы живем.
Целью рабочей учебной программы является формирование представлений детей 6-7 лет о культуре и традициях коми края. Данная цель конкретизируется в решении следующих задач:
1. Приобщать детей к культуре народа коми, формировать к ней положительное отношение.
2. Развивать интерес к коми песенному и танцевальному искусству, способствовать популяризации творчества авторов, пишущих произведения для национальных коллективов.
3. Повышать исполнительское мастерство, развивать творческий потенциал детей.
4. Развивать я языковые способности детей: память, внимание, речевой слух, вероятность прогнозирования, которые способствуют более эффективному решению задач, коррекции речевых нарушений у дошкольников, а так же смогут стать основой для владения любыми иностранными языками и произносительными навыками.
5. Воспитывать у детей чувство принадлежности к определённому языковому и культурному сообществу, воспитывать детей на лучших образцах коми народной культуры.
6. Выявлять и поддерживать одарённых детей.
Развитие дошкольников в процессе образовательной работы кружка «Шондi» предполагает единство и взаимосвязь:
интереса к родной культуре;
знания особенностей, традиций, своеобразного наследия народа коми;
нравственных и эстетических чувств по отношению к культуре родного края (любовь, доброта, восхищение и пр.)
Формы организации работы :
фронтальные занятия – посиделки один раз в неделю по 20 – 30 минут;
создание соответствующей предметно – развивающей среды для самостоятельных игр и стимулирования собственной активности дошкольников в познании культуры родного края.
Учебно-тематический план кружка «Шондi»
Содержание РУП Объем учебной нагрузки по программе
(количество занятий)
Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)
Всего занятий в неделю 1
Всего занятий в месяц 4
Всего занятий в год 32
Другие формы работы с детьми Рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах, экскурсии, дидактические игры, подвижные игры, праздники, создание альбомов и пр.
Календарно-тематическое планирование занятий в средней группе
Месяц № занятия Тема занятия Цель занятия
(общеобразовательное содержание) Компонент ДОУ
(коррекционное содержание)
Октябрь 1 Жители Коми республики Дать представление о коренных жителях Коми республики их прошлом и настоящим Введение в словарь существительных и прилагательных.
2 Оленеводы Закрепление ранее полученных знаний, знакомство с жизнью оленеводов в стойбище Вести новые слова: оленеводы, нарты, чум.
3 Северные олени Знакомство с оленями какую пользу они приносят Обучение умению употреблять в ответах сравнения, образные выражения.
4 Картина «Дети севера» Умение составлять рассказа по сюжетной картине Развитие диалогической речи: умение задавать и отвечать на вопросы по содержанию.
Ноябрь 1 Коми национальная одежда Знакомство с коми национальной одеждой Введение новых слов: малица, пимы и пр.
2 Коми орнамент Закрепление знаний о коми орнаменте, умение составлять узоры и называть их Развитие слухового внимания, мелкой моторики.
3 В гости к Берестяночке Знакомство с предметами быта коми Ввести новые слова: береста, туесок, короб, лапти и пр.
4 Коми пословицы и поговорки Ознакомление с пословицами и поговорками, расширение кругозора детей Развитие слухового внимания, памяти при заучивании автоматизация поставленных звуков речи.
Декабрь 1 Вечер коми загадок Ознакомление с коми загадками Развитие мышления и памяти.
2 Коми загадки Закрепление коми загадок При заучивании загадок автоматизация поставленных звуков речи.
3 Коми композитор и поэт Знакомство с коми композитором и поэтом Василием Ладыгиным с его песней «Бура гажа влi майын». Обращать внимание детей на мелодичность, на певность красоту коми языка. Развитие координации речи с движением.
4 Песня «Бура гажа влi майын» Обучение умению слушать коми песню. Развитие слухового внимания, памяти.
Январь 1 Коми сказка «Пера – богатырь». Формирование представления о коми богатыре. Развитие творческого воображения, речевого слуха.
2 Былинный герой «Кртайка». Продолжение формирования знаний о былинных героях. Развитие памяти, мышления.
Февраль 1 Коми песенки и патешки. Знакомство с коми песенками и потешками. Обучение умению слушать их. Развитие координации речи с движением.
2 Коми считалки. Формирование представления о коми считалках. Развитие слухового внимания, памяти.
3 Чтение сказки «Яг – морт». Рассматривание иллюстраций. Обучение умению слушать сказку, довести до сознания детей главную идею сказки. Развитие слухового внимания, памяти.
4 Рисование на тему «Коми богатыри». Систематизация знаний о коми богатырях. Развитие мелкой моторики.
март 1 Слушание песни на коми языке «Эн сьылй». Обучение умению слушать песню, обращая внимание на мелодичность, напевность, красоту коми языка. Развитие слухового внимания, формирование умения повторять с детьми заданный ритмический рисунок с помощью свистульки.
2 Игра на коми языке
«Ошк – Баб». Знакомство с правилами игры, разучивание слов к этой игре. Развитие координации речи с движением, ориентировка в пространстве.
3 Игра на коми языке
«Ошк – Баб». Продолжение разучивания коми игры. Автоматизация поставленных звуков речи.
4 Слушанье стихотворения на коми языке «Кань». Обучение умению слушать стихотворение, обращая внимание на красоту коми языка. Развитие слухового внимания.
апрель 1 Подготовка к фестивалю «Йлга». Приучать активно участвовать в подготовке к фестивалю. Развитие координации речи с движением, ориентировки в пространстве.
2 Фестиваль «Йлга». Вызывать эмоционально-положительное отношение к праздникам. Развитие координации речи с движением, ориентировки в пространстве и ритмичность.
3 Коми музыкальные инструменты. Знакомство с Коми музыкальными инструментами. Ввести новые слова: чипсан и пр.
4 Чтение коми сказки
«Лиса и заяц». Обучение умению оценивать поступки героев. Развитие творческого воображения, слухового внимания.
Показатели качественных изменений уровня подготовки детей 6-7 лет по программе «Шондi» :
Итогом освоения детьми подготовительной к школе группы, содержание программы являются следующие ожидаемые результаты.
1. У детей формируются представления о коренных жителях республики коми.
2. Формируется интерес к родной культуре.
3. Формируется интерес к коми песенному и танцевальному искусству.
4. Знакомятся с коми поэтами, певцами и композиторами.
5. Узнают особенности, традиции, своеобразное наследие народа коми.
Список используемой литературы:
1. Газеты «Коми Му», «Парма гор».
2. Журналы «Би кинь», «Йлга», «Войвыв кодзув»
3. Сайт: https://ru.wikipedia.org/