Папки-передвижки

Опыт работы с родителями по развитию речи

Марина Федотова
Опыт работы с родителями по развитию речи

Одним из приоритетных направлений нашей группы "Ромашка" является коррекционно-развивающая деятельность направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходимо создать условия для полноценного развития речи детей. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Публикация «Опыт работы с родителями по развитию речи» размещена в разделах

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», и мы выстраиваем общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача. И мы стараемся, чтобы родители брали на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью.

Непрерывная связь с родителями в ДОУ осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы. Можно выделить несколько принципов в работе с нашими родителями :

-целенаправленность;

-систематичность;

-доброжелательность,

-открытость;

-плановость;

Содержание работы с родителями мы реализуем через разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные формы организации общения с родителями :

Информационно-аналитические формы организации общения с родителями.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями.

Формы работы :

• составление социального паспорта семьи;

• анкетирование;

• тестирование;

Тестирование и анкетирование позволяют выявить наиболее актуальные проблемы для родителей. А, так же, позволяют организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Досуговые формы организации общения с родителями.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

Формы работы :

- тематические развлечения;

- квесты;

- КВН;

- введение речевых традиций;

- вечер вопросов и ответов.

Познавательные формы организации общения с родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные:

- общее родительские собрания;

- родительские собрания в группах;

- консультации;

- проблемно-теоретический семинар;

- мастер-класс;

- организация педагогической библиотеки.

Родительские собрания.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаем различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год". Родительские собрания организуем в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.

Наглядно- информационные формы организации общения.

В раздевалке для родителей оформляется различная наглядная агитация по вопросам развития речи :

- информационные уголки – сообщается тема недели, даются рекомендации, домашние задания;

- папки-передвижки: «Академия успешных родителей», «Играем в сказку», целью которых - обратить внимание родителей на то, что эффективнее знания у детей усваиваются в бытовых ситуациях и в игре, а также представить подборку игр способствующих речевому развитию детей.

- список литературы, рекомендуемый для прочтения детям (в соответствии с их возрастной группой) и методическая литература для родителей;

- консультации для родителей;

- «Советы и рекомендации";

- памятки для родителей.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи, но плакаты и фотографии.

Фотовыставки:«Вместе с книгой мы растем», «В Ромашково".

Домашняя игротека.

Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку"

"Подаренное слово"

Эта технология появилось неслучайно, она была подсказана нам детьми во время проектной деятельности "Думаем, творим, красиво говорим". Во время знакомства детей со стихотворением И. Бунина "Листопад" возникла проблема:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

У детей вызвало затруднение в понимании значения слов:

- О каком тереме можно сказать, что он расписной? А лес может быть расписным?

Багряный – это какой цвет?

Дети не дали ответа, а один ребенок сказал: "Я спрошу у мамы".

А действительно, почему бы не обратиться за помощью к родителям? Ведь мы постоянно находим интересные, неизвестные детям слова, которые характеризуют данное событие или предмет. И вместе с детьми мы решили "дарить" нашим родителям эти слова. Подобранное слово в подарочной упаковке преподносится семье в присутствии детей группы. Таким образом, привлекаем родителей для активной совместной деятельности.

Родители с ребёнком дома обсуждают «подаренное» слово, уточняют или находят его значение в различных источниках, выбирают наиболее оптимальную форму его представления в виде творческой работы (рисунок, поделка, стихотворение, рассказ и др.).

Следующим этапом будет представление подаренного слова. Итогом совместной деятельности педагогов, детей и родителей предполагаем выставку творческих работ.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности.

Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь мы имеем возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий.

Использование социальной сети и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями

Мы живем в современном обществе и в не простое время. Одним из элементов которого является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.

Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается.

Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства.

Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей.

Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (в контакте, одноклассники, facebook).

К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:

возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;

возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;

возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;

возможность быстро доводить информацию до родителей;

возможность вносить информационные изменения и дополнения;

возможность оперативно получать обратную связь от родителей

возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Использовать социальные сети и мобильные мессенджеры в процессе общения и взаимодействия с родителями планируется с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

В процессе реализации цели планируется решить следующие педагогические задачи:

Повысить педагогическую грамотность родителей,

Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;

Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей,

Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;

Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами жизни ребенка в детском саду;

Гармонизировать детско – родительские отношения;

Повысить ответственность родителей за отношение ребенка к коллективу сверстников и сотрудникам ДОУ.

Проекты.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. В нашей группе родители участвуют в создании развивающих игр, книжек-самоделок, пальчикового театра, различных альбомах, дидактических игр и т. д. Таким образом, родители становятся немного педагогами в работе со своими детьми.

Мастер-классы в рамках совместных проектов.

Позволяют родителям обучаться новому. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков.

«Досуговое чтение» или «Домашнее чтение»

Когда наступают долгожданные выходные, возникает вопрос: чем заняться в свободное время, когда все члены семьи не обременены домашними делами? С целью решения данного вопроса мы и придумали для детей и родителей технологию домашнего чтения.

Мы предоставили родителям список литературы для дошкольного возраста, которые родители могут прочитать с ребятами дома. Подборка тематической литературы осуществляется воспитателями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей данной группы. Каждая семь ведет свой "Читательский дневник"

Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения.

Провели конкурс чтецов:"В стране веселого детства" к 115-летию со дня рождения А. Барто.

Преимущество всех этих форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы)Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников» (из опыта работы) Фотоотчёт «Взаимодействие с социумом и родителями по речевому развитию дошкольников»[/b] Развитие речи становится всё более актуальной.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы с родителями в условиях самоизоляции и карантина по коронавирусу «#СидимДома. Так надо!» Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и детки.

Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников»Презентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Педагогический опыт «Секреты успешной работы с родителями»Педагогический опыт «Секреты успешной работы с родителями» Педагоги и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с родителями по развитию речи
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 20:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД