МААМ-картинки

Работа в природе, ее роль в формировании экологической воспитанности (4 фото)

Оксана Паламарчук
Работа в природе, ее роль в формировании экологической воспитанности

Работа в природе, его роль в формировании экологической воспитанности

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе - одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени ощущал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме сталкиваются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Публикация «Работа в природе, ее роль в формировании экологической воспитанности» размещена в разделах

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Работа как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, создает основу для материалистического миропонимания. Систематическая работа на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других моральных качеств.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе детского сада

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желание трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимости, формируется уважительное отношение к людям труда.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, решаемые в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял чувствовать себя значимым и компетентным.

С наступлением первых теплых дней начинают работу в цветнике - разрыхляют и обновляют грунт, выпалывают сорняки, добавляют удобрения, обрезают прошлогодние стебли многолетних растений (флоксов, хризантем, астр и т. д.). Отметим, что питание растений взрослые проводят без участия детей. В марте и начале апреля сеют рассаду цветов, а также высаживают в грунт луко вицы растений, которые цветут летом, - декоративного лука и тому подобное.

Хорошо спланированные цветники придают территории детского сада привлекательности и даже обаяния. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служить богатым материалом для занятий с детьми в природе. Цветники расположеного у центрального входа и на открытом солнечном месте. Однако их можно разбивать на любой свободной участке территории дошкольного учреждения. Цветники могут иметь самые разнообразные формы : геометрическую - квадратную, овальную, круглую, прямоугольную, треугольную; - произвольную - в виде бабочки, машинки и тому подобное. Наиболее удобным в условиях детского сада является цветник в виде узкой (шириной 2-3 метра) полосы вдоль забора или дорожки. У такого цветника дети смогут удобно разместиться во время работы - посева, высадки рассады, рыхление, прополки, полива. Определившись с расположением и формой цветника, начинают готовить почву к посеву и посадке цветов. Эту работу можно выполнять вместе с детьми. Необходимо очертить границы цветника, помочь детям вскопать землю и выбрать сорняки. Важно следить, чтобы дети работали аккуратно. В частности, посоветовать им не бросать сорняки рядом с цветником, а сразу составлять в ведро.

Перед посевом цветов и высадкой рассады выравнивают поверхность цветника и проводят борозды или делают лунки. Раздают детям семена цветов или стаканчики с рассадой и объясняют, каким образом следует сажать растения - строками или группами.

В центре или на заднем плане цветника (если он прилегает к стене или забору) сажают высокие растения, в средней части - несколько ниже, а у края - низкорослые. Детям обязательно нужно объяснить причину такого расположения цветов - рассказать о животворной силе солнца и его значение для развития растений, показать, что в случае ярусного расположения высокие растения не заслоняют солнца своим соседям, и все получают достаточно света и тепла для жизни и развития.

Если почва влажная, поливать цветник не надо. Иначе следует предложить детям полить его с воронок, имеющих мелкие ситечки. Поэтому попросить детей разрыхлить землю, чтобы помочь молодым побегам пробиться наверх. Далее следует поставить флажки, чтобы не забыть, где что посажено.

В зависимости от погоды нежные ростки однолетних цветов появятся в течение одной-двух недель. Уход за цветником заключаться в своевременном прополке, поливе и розрихлюванни. Это дело может показаться дошкольникам скучной и однообразной. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать ее интерес к земледелию в целом. Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:

- спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару;

- освободить цветочки от злых захватчиков сорняков;

- подготовить для растеньиц мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветы.

Малышам будет интереснее работать, если в цветнике «жить», скажем, керамический зайчик или ежик. Первое прополки, когда еще трудно отличить ростки сорняков от цветов, воспитатель делает самостоятельно. Если растения высеяны очень густо, их прореживают. Наблюдая за своим цветником, дети ознакомятся с различными формами жизни цветов. Подсолнечник стоит уверенно, не сгибаясь под ветром и ливнем. Настурция разбрасывает свою пышную зелень, отвоевывая все больше места под солнцем. Винтовые панычи крепко цепляются тонкими побегами любой сопротивления. Еще вчера они обильно цвели, а сегодня не открыли ни одного бутона. Что же произошло? Стоит объяснить детям, что есть растения, которые реагируют на изменение погоды - когда пасмурно дождливо, они сворачивают свои цветки. Дошкольникам будет интересно узнать о цветах, которые реагируют на движение солнца или распускаются, когда оно садится. Такие разные, цветы одинаково нуждаются во влаге, солнцу и удобрений. А также заботы дошкольника-цветовода. Сад - волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, проводят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследования, отдых или работа в саду - это первые наглядные занятия дошкольников в природе, которые способствуют развитию сенсорных ощущений, интеллекта, эмоциональной сферы, а также воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

В начале марта в саду дошкольного учреждения необходимо провести санитарную обрезку деревьев и кустов. Закончить ее следует до начала активной вегетации растений. Если деревья и кусты за зиму сильно подмерзли, спешить с обрезкой не стоит. Следует подождать, пока начнут развиваться почки. Тогда будет видно, какие именно ветви вымерзли, их нужно полностью вырезать. Эту работу выполняет дворник. А вот собрать вырезанные сухие ветви и отнести их на помойку могут дети вместе с воспитателем. Места среза веток необходимо замазать садовым варом. Целесообразно одеть на стволы деревьев ловчие пояса от вредителей. Почву вокруг стволов, который был замульчовано с осени для защиты корней плодовых деревьев, расчищают, перекапывают, разрыхляют и систематически освобождают от сорняков. Чтобы защитить стволы деревьев и кустов от солнечных ожогов, в марте необходимо побелить их раствором извести. Молодые деревца и кусты, посаженные дошкольниками совместно со взрослыми осенью, нуждаются в подпитке. В условиях детского сада для этого используют органические удобрения.

Ежегодно весной во многих дошкольных учреждениях сажают новые деревья и кусты вместо тех, что вымерзли, поломались от снега и льда. Однако не все дошкольные учреждения имеют возможность приобрести саженцы. В таком случае следует использовать посадочный материал, который дети вырастили зимой из веточек. Под деревьями можно посеять травы и цветы, которые легко переносят тень и сухость, - барвинок, герань, ландыш, медуница, зверобой, многолетние фиалки и тому подобное. Эти растения отличаются насыщенной цветовой гаммой и длительным временем цветения, который будет служить украшением сада и источником радости для детей. Очень важно с раннего возраста воспитывать у детей культуру труда. Вскапывая землю, поливая растения или посыпая дорожки песком, дети должны действовать аккуратно, следить, чтобы одежда не загрязнялся, а участок, где они работают, оставалась опрятной. Если ребенок загрязнилась или перед ней появились трудности в выполнении какого-то задания, она начинает переживать из-за своей неуклюжести или неумилисть, что может привести к нежелательным последствиям. Так, ребенок, которого постигла неудача, пытаться избегать работы, а это оказывает отрицательное влияние на воспитание працьовитости. Щоб предотвратить такие случаи, воспитатель должен заблаговременно предупредить детей о возможных ошибках в действиях, их нежелательные последствия и способы их предотвращения. Прежде чем начать работу, нужно проверить, надели дети рабочая одежда - передники, перчатки и тому подобное. Когда дети набирают воду в ведра, стоит напомнить, до какого уровня можно наливать ее, чтобы не расплескать на пути к городу или цветника. Следует заранее подготовить все, что может понадобиться для уборки, - совок, веник, тряпку, полотенце для вытирания рук и тому подобное. Если ребенок по неосторожности допустит ошибку во время работы, нужные вещи для ее исправления должны быть под рукой. Управляя работы, воспитатель приучать детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Это будет способствовать воспитанию у них аккуратности и выработке умения следить за собой. И главное - у детей будет развиваться склонность к трудовых усилий.

Работа в природе, ее роль в формировании экологической воспитанности
Фото №1 Работа в природе его роль в формировании Фото №2 Экология экологическое воспитание природа экологической воспитанности Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды Фото №3 Дети всегда и везде в той или иной форме сталкиваются с природой
Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты»«Роль певчего дрозда в природе и жизни человека» наблюдения в природе в рамках детско-родительского проекта «Юные натуралисты» Природа наша щедра и богата, но в то же время хрупка и ранима. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления,.

Авторская дидактическая игра экологической направленности «Будь природе другом!»Авторская дидактическая игра экологической направленности «Будь природе другом!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня мне хочется представить Вашему вниманию дидактическую игру экологической.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

НОД по экологии по теме «Проведение опытов в формировании экологической культуры. Посадка лука» Цель, учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, закрепить знание детей о строении луковицы, об условиях роста.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа в природе, ее роль в формировании экологической воспитанности
Опубликовано: 11 января 2021 в 14:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД