Получи документы

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Базан Людмила
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Приобщение дошкольников к труду нашло достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования, в котором определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду.

В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Решая вопрос профоринтации в дошкольном учреждении, я ставлю перед собой следующие задачи:

• Создать условия, необходимые для ранней профориентации дошкольников, обогащать предметно-развивающую среду (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т. д.) ;

• Повысить свой профессиональный уровень : развивать умение организовывать совместную групповую деятельность с использованием различных методических приемов и средств, знание и владение современными технологиями социализации дошкольников, нахождение и использование новых образовательных ресурсов, облегчающих решения целей и задач ранней профессиональной ориентации дошкольников, умение создавать собственные дидактические и развивающие материалы;

• Повысить педагогическую компетентность родителей в рамках совместной работы по ранней профориентация детей дошкольного возраста;

Разработать методические рекомендации, цикл практических мероприятий по повышению социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Организовать: экскурсии, встречи, тесное взаимодействие с родителями;

Для детей

• Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

• Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;

• Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;

• Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

• Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Для родителей

• Способствовать проявлению интереса к экскурсиям, проводимых для детей;

• Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Для социальных партнёров

• Создать условия для проявления интереса к укреплению партнёрских связей;

Работу по ранней профориентации дошкольников строю с учё том следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия.

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строю с учё том современных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию)связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В нашем дошкольном учреждении на данный момент это: компьютер, мультимедийные проекторы, ноутбуки, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Поэтому моя деятельность по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых я применяю традиционные методы обучения и воспитания:

- словесные (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практические (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

- игровые (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяю не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых провожу в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

Систему работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строю по трем основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляюв процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Особое внимание уделяю усвоению детьми понятий «профессия» (что это, «представитель профессии» (как называется человек данной профессии, «инструменты труда» (чем работает человек, «трудовые действия» (что делает человек, «результат труда» (что получилось, общественная польза труда (кому это нужно). Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых также провожу и в процессе организованной изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художника, скульптора, дизайнера, модельера по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

Знакомство с профессиями происходит и в ходе формирования элементарных математических представлений. Я предлагаю посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество елок у лесника. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Здесь важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно уточняю, дополняю, закрепляю сведения, полученные ими во время наблюдений. Исходя из возрастных особенностей детей мной были организованы следующие экскурсии:

- в медицинский кабинет;

- в прачечную;

- в библиотеку;

- в школу;

- в магазин;

- в аптеку;

- в парикмахерскую;

- в ателье;

- к светофору;

- на почту;

- на приусадебный участок;

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, прошу взрослых производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастет, если они смогут принять в нем хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых.

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Я считаю, что воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых обращаю внимание ребят на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначение. В процессе наблюдений даю небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений.

В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого обращаю внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Во время экскурсии дополняю полученную информацию, рассказываю о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно обсуждаем увиденное, предлагаю провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». В современных условиях стало возможным использование в работе виртуальных экскурсий.

Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка. Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

- игры с предметами;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» я предлагаю детям из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберем ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры, например «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет мне расширить представления детей о людях разных профессий. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека использую образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Веселые поварята», «Поиграем в магазин».

В процессе проведения праздников и развлечений также затрагиваю тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, напоминаю о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья – хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, летчику, пожарному, водолазу. Полученные в процессе вышеперечисленных формах работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого помогаю детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игру профориентационного характера постепенно усложняю по содержанию. В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актер, врач, водитель, летчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр стимулирую детей :

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Конструкторское бюро»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Предметно-развивающая среда.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. При оснащении предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумеваю :

- подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно- развивающей среды группы оказывают родители, которые активно вовлечены в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Работа с родителями - это важное направление в моей работе по профориентации дошкольников. В этом направлении мы проводим следующие мероприятия:«Дни открытых дверей»;конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями;оформление папок-передвижек;анкетирование;фотовыставки;совместные экскурсии;спортивные праздники.

В домашних условиях дети получают наглядный пример того, как трудятся родители: папа ремонтирует, мама готовит ужин, стирает, гладит. Дети вместе с родителями ходят в магазин, больницу, парикмахерскую. Но для знакомства с профессиями, которые не встречаются в повседневной жизни, такими как, строитель, дизайнер, машинист, инженер и другими, нужна определённая подготовка, подбор интересного развёрнутого материала.

К такой подготовке я привлекаю родителей наших воспитанников. Провожу собрания, на которых рассказываю о том, что в нашей группе углубленно проводится работа по ранней профессиональной ориентации дошкольников, а также использую и другие формы работы :

1. Консультация «Значение ранней профориентации дошкольников»;

2. Мастер-класс «Моделирование сельхозтехники совместно с родителями и детьми»;

3. Оформление папки-передвижки «Роль родителей в подготовке ребёнка к труду и выбору профессии»;

4. Фотовыставка «Кем работают родители»;

5. Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, спектаклям;

6. Оформление уголка консультаций на тему «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста».

Результат совместной деятельности воспитателей, родителей и детей позволяет нам сделать вывод что, кругозор детей расширяется, уровень знаний поднимается на новую ступень. Они с удовольствием знакомятся с новыми профессиями и применяют полученные знания в игре.

Публикации по теме:

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Посткроссинг»Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Посткроссинг» «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию Посткроссинг.» «…У меня растут года, будет и семнадцать.

Рассказы о профессиях в рамках проекта «Ранняя профориентация»Рассказы о профессиях в рамках проекта «Ранняя профориентация» «Будем мы достойной сменой наших родителей» РАССКАЗЫ О ПРОФЕССИЯХ В сборнике представлены авторские рассказы родителей о профессиях в.

Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей .

Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Часть 1Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Часть 1 Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ на тему: «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Подготовительная группа.

Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Часть 2Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Часть 2 Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ на тему: «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Подготовительная группа.

Ранняя профориентация дошкольников. Труд железнодорожников (из опыта работы) Мастер — класс Тема: Воспитание патриотизма у старших дошкольников через труд железнодорожника. Цель: Обобщить опыт работы по теме «Ранняя.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Дубровский детский сад №4 «Золотой ключик» Обобщение опыта по теме:.

Профориентация детей дошкольного возраста как актуальное направление работы воспитателя Профориентация детей дошкольного возраста, как актуальное направление работы воспитателя Одной из направлений стратегии развития воспитания.

Ранняя профориентация. Фотоотчет о мероприятиях в подготовительной группеРанняя профориентация. Фотоотчет о мероприятиях в подготовительной группе Пройдет совсем немного времени и мои ребята станут совсем взрослыми. Им предстоит делать очень серьезный выбор - кем стать в этой жизни.

Ранняя профориентация в ДОУ «Детям о профессии ювелир» Описание деятельности профессии ювелир. Главная задача ювелира – изготовление ювелирных изделий. Нередко мастера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 14:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД