Eвгения Eрмасова
Развитие активной речи детей раннего возраста через приобщение к диалоговым потешкам и стихам
▼ Скачать + Заказать документы
Потешки для развития речи ребенка очень важны, и их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.
Публикация «Развитие активной речи детей раннего возраста через приобщение к диалоговым потешкам и стихам» размещена в разделах
- Младшая группа
- Потешки для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Речь становится образной и эмоциональной.
Я хочу рассказать о том виде потешек и стихов, которые оказывают влияние на развитие не просто активной, но и диалоговой речи детей раннего возраста. Это потешки в виде вопросов-ответов, стишки-диалоги. Среди них есть и известные, и не очень. Например, «Ладушки-ладушки», «Курочка-рябушечка», «Ножки-ножки, где вы были». Мы с малышами их сначала читаем, повторяем, рассматриваем различные картинки, разыгрываем в движениях, с помощью игрушек. Дети их проговаривают, запоминают и постепенно включаются в диалог. Можно таким образом беседовать с мамой, с воспитателем, с персонажами различных театров – будь то кукла или живой персонаж. А на последнем этапе отдельные дети уже могут справиться с исполнением потешек в игровых миниспектаклях, исполняя их по ролям. Их можно разыгрывать и дома, и на прогулке, и в свободной деятельности.
От звукового оформления стишков-диалогов зависят их эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибок! Хвать – да в кузовок!
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям - приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В раннем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети.
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.
Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки : рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
• Игровые (читается и обыгрывается).
• Рассказывание в движении (имитация).
• Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
• Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
• Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).
И в заключение я бы хотела сделать вам подарок в виде буклетов с потешками и стихами-диалогами. Спасибо за внимание.