Валентина Киселева
Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Добрый день! Меня зовут Киселева Валентина Николаевна. Работаю воспитателем в МБДОУ детский сад 277.
2. Мое педагогическое кредо: «Воспитывая детей, совершенствоваться самой».
2 слайд
Тема презентации: «Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат»
3 слайд
Публикация «Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Я работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.
Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.
Шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина- и считает, и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление. К работе над проектом подтолкнули слова известного педагога Валерия Александровича Сухомлинского «Без шахмат нельзя представить полноценного развития умственных способностей и памяти».
С целью развития интеллекта детей я и начала работу над проектом. Цель моей работы: обучить древнейшей игре.
4 слайд
Перед проектом поставила такие цели: выявить степень влияния игры в шахматы на интеллектуальное и логическое развитие старших дошкольников.
И задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы на интеллектуальное развитие старших дошкольников.
2. обеспечивать эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие
3. Рассмотреть игру в шахматы как средство активизации развития интеллектуальных способностей.
4. вызвать у детей интерес к шахматам
5. обучить детей основным приемам игры в шахматы,
6. развивать образное, логическое и ассоциативное мышление,
7. расширять кругозор ребенка.
8. формировать познавательную активность.
9. развивать способность к самооценке и самоконтролю.
10. учить планировать свою игру и работу.
Участники проекта: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Слайд 5
Опирается на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту ведется в три этапа, по времени средней продолжительности.
Слайд 6
Теоретические аспекты интеллектуального и логического развития старших дошкольников через обучение игре в шахматы. Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно.
Ориентироваться на странице альбома и тетрадном листе (различать верх, низ, левую и правую части и т. п.); понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т. п.
Обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т. п
Слайд 7
Производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу.
Выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации.
Формировать внимание, умение работать по образцу.
Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.
Развивать физическую выносливость, физическое здоровье.
Слайд 8
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление, наблюдательность и внимание.
Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Эстетическую: играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться».
Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное.
Слайд 9
Как работать? Вы можете работать: индивидуально и в группах
При проведении групповых занятий используем игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”.
Слайд 10-12
Игровой метод обучения шахматам Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуем начать играть, например, в «ладью». Расскажем о ней сказку, покажем на шахматной доске, где ее «домик», нарядим ее, начнем за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других за временные неудачи. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать
привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.
Слайд 12
С детьми сочиняем сказки с главными героями -шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.
На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.
Слайд 14
К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,
строят алгоритм своей игры, логические цепочки,
у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание,
самостоятельно мыслят и рассуждают.
Самостоятельно играют, соблюдая все правила.
Таким образом, достигли такого результата, какого предполагали.
У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей- радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.
Игра, как говорил политик, писатель и критик Луначарский, основа всей человеческой жизни.
Слайд 15
Для укрепления и развития интеллектуальных Способностей детей специалисты советуют использовать
Шашки, шахматы, ребусы, головоломки
Слайд 16
Я считаю, что шахматы следовало бы включить в детские сады во всех странах. Дети должны начинать изучение шахмат по программе, которая учитывала бы их возраст и одарённость. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…
Слайд 17 Список литературы