Приложение МААМ

Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)

Ирина Коткова
Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания, как специалистов, так и родителей. В настоящее время существует актуальная проблема, которая заключается в том, что, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с речевой патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи [8].

Публикация «Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)» размещена в разделах

Интонационная сторона речи – это основное фонетическое средство оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов (мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения (Л. В. Бондаренко, Л. Р. Зиндер).

Основными компонентами интонации являются темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов, паузы (перерывы в произнесении речевых элементов, тембр голоса (окраска человеческого голоса, тон голоса (степень высоты звука, мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение (Е. Ф. Архипова) [3].

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи, что в дальнейшем будет служить фундаментом для успешного усвоения школьной программы[6].

Становление интонационной системы - сложный процесс. Его особенность проявляется прежде всего в том, что малыш сначала воспринимает интонацию окружающих, а затем реализует ее в собственной экспрессивной речи. Выявляется определенная последовательность появления различных коммуникативных типов высказывания в экспрессивной речи детей. Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем - восклицательных высказываний[1].

Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка, Е. Н. Винарская и Р. В. Тонкова-Ямпольская, утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года [7]. Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, они утверждают, что становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования. Авторы считают возможным говорить о том, что со второго месяца жизни в доречевой стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности: со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых; с девятого месяца жизни – «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых, с двух лет – интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.

Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией занимались О. Е. Грибова, О. С. Орлова, Е. С. Алмазова, Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова, Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина, Л. В., И. А. Поварова и др.

У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования[5]. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь, а в связи со всем вышесказанным возникают трудности с интонационным оформлением речи.

Нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению сформированности интонационной стороны речи у детей с ОНР III уровня. В исследовании приняли участие шестеро детей 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровня. Использовалась диагностическая методика по Е. Ф. Архиповой. [3]. Исследование показало, что дети с заданиями справились все, несмотря на то, что были продемонстрированы результаты разной эффективности.

Наиболее легкими для данной группы детей оказались задания на восприятие и воспроизведение ритма и постепенного движения мелодики снизу вверх и сверху вниз. Хорошо испытуемые справились с изменением громкости голоса. Практически все определили характер звучания тона голоса на слух.

А вот с восприятием и воспроизведением интонационных структур речи (повествовательной, вопросительной, восклицательной, а также с пониманием и воспроизведением главного по смыслу слова во фразе (логическим ударением) у большинства детей возникли реальные трудности.

Таким образом, можно утверждать, что у большинства старших дошкольников с ОНР III уровня интонационная сторона речи сформирована не в полной мере.

Развитие интонационной выразительности речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня должно происходить в рамках логопедических занятий, но с обязательным участием в этой работе родителей ребенка, имеющего маловыразительную речь.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

2. Развитие восприятия различных компонентов интонации.

3. Развитие способности употреблять компоненты интонации в собственном произношении.

4. Развитие дифференциации различных видов интонации на слух и в произношении [4].

В ходе логопедической работы предусматривается ведение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.

Также широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д.

На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить[6].

Своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у старших дошкольников с ОНР III уровня трудностей с интонационным оформлением речи поможет им в дальнейшей школьной деятельности избежать различных проблем: с письмом ( ошибки в отграничении речевых единиц на уровне предложения: неправильно выбранный пунктуационный знак в конце предложения, отсутствие заглавной буквы в начале предложения); с чтением (дети плохо осваивают технику чтения, им сложнее осмыслить текст, выделить главную мысль, разбить предложения на смысловые отрезки, точно ответить на вопрос учителя); с овладением математикой (дети не понимают условия задания, возникают трудности понимания вопроса) [2].

Также интонационная сторона речи чрезвычайно важна для овладения навыками межличностного взаимодействия; усвоения норм социального поведения; формирования эмоционально-волевых процессов (развитие личности ребенка); коммуникативной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. М. : Просвещение. 1973.

2. Артемов В. А. Психология речевой интонации (интонация и просодия) М., 1976.

3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М. : Астрель. 2006.

4. Микляева Ю. В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня) М., 2009.

5. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : Владос, 2001.

6. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. М. : Астрель, 2005.

7. Е. Н. Винарская и Р. В. Тонкова-Ямпольская, Становление физиологических механизмов речи // исследование языка и речи : ученые записки, Москва: МГПИИЯ, 1971г., т. 60.

8. Гордеева Н. М. Интонационная выразительность речи как средство коммуникации детей с речевой патологией, Томск: ТОИПКРО, 2011, 24 С.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

План индивидуального развития учителя-логопеда Тема самообразования:«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста»Цель:разработать.

Автор публикации:
Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 21:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Коткова (УИ 307134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД