МААМ-картинки

Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста

Марина Сафонова
Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста

Характеристика основных понятий: развитие, активность, коммуникативность, коммуникативная активность.

Теоретическое обоснование проблемы исследования логично начать с определения сущности понятийного аппарата.

Рассмотрим определение понятия «развитие» с точки зрения философии, педагогики и психологии. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова термин «развитие» буквально обозначает необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; состояние объекта, его состава или структуры.

Публикация «Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие эти свойств

Отличает развитие от других изменений. Филосовское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия

Связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает

новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику

развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в

реальном времени и только время выявляет его направленность.

Развитие – качественное преобразование субъектов и объектов.

Развитие творческого потенциала осуществляется, во-первых, экстенсивным путём, который, безусловно, является необходимым, но достаточным для

решения проблемы. Во-вторых, интенсивным путём. При этом большая роль

принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, целям и

задачам, стоящим перед личностью.

Развитие психики – последовательные, прогрессирующие (хотя и

включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые

количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти

изменения обуславливают переход живых существ от низких к высшим

формам воздействия с окружающей средой. Определяясь биологическим,

общественно - историческим и онтогенетическим развитием жизни, они

включают в этот процесс взаимодействие в качестве одного из важных его

факторов. Научное изучение возникновения и развития психики – путь познания её природы и сущности, её жизненного значения.

Развитие психики - это длительный, непрерывный, целенаправленный процесс становления личности.

У каждого ребёнка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразные ступени развития. Однако при этом, конечно,

Существуют и общие закономерности, знания которых необходимо для понимания индивидуального развития ребёнка.

Ребёнок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь; т. е под руководством взрослых, осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Ребёнок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребёнка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается. В этом заключается основной закон психологического и личностного развития ребёнка.

Прежде, чем перейти к рассмотрению основных понятий рассмотрим понятие «активность». В. Г. Рындаковский дает такое определение понятию активности : активность – всеобщее свойство материи, связанное с движением как способом бытия и взаимодействия материальных объектов. В зависимости от форм движения материи (механической, физической, химической, биологической, социальной) различают и формы активности.

Активность личности (от латинского activus - деятельный) - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе усвоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, в волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания.

Активность личности - вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определённую деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере.

Прежде, чем дать определение коммуникативной активности необходимо уточнить сущность понятий «коммуникация», «коммуникативность».

Термин «коммуникация» обозначает универсальное понятие, которое в настоящее время используется всеми науками.

В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова дается такое определение понятию «коммуникация».

Коммуникация (от латинского commuicare – совещаться с кем – либо) - категория идилистической философии, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом. Термин коммуникация употребляется также в широком смысле, как общение.

Объединив понятия, «коммуникативность» и «активность» мы дали определение коммуникативной активности, которое необходимо нам для дальнейшего исследования.

Коммуникативная активность – это деятельное отношение человека к окружающей жизни, в которой он выступает как инициативный носитель и проводник определенных норм и правил поведения.

Коммуникативная активность – это сложное морально-волевое качество личности, которое предполагает наличие интереса к общению со сверстниками, проявление организаторских умений, инициативность, исполнительность и готовность помочь другим.

В глубокой древности была определена не только сущность коммуникации, но и намечены основные подходы к её изучению и использованию. Аристотель создал первую общую схему общения. Он писал, что для любого акта общения нужны, по крайней мере, три элемента общения:

А) лицо, которое говорит;

Б) речь, которую это лицо произносит;

В) лицо, которое эту речь слушает.

Несмотря на то, что понятия «общение» и «коммуникация» существуют уже тысячу лет, путаница их продолжается и в наши дни. Коммуникация – понятие широкое и включает в себя общение живых существ, в том числе и людей.

Термин «коммуникация» (от латинского Communicatio – делать общим, связывать, общаться) в наши дни используется в трех значениях:

1) путь сообщения;

2) форма связи;

3) акт общения, сообщение информации.

В современной науке существует довольно обильная литература, которая раскрывает отдельные виды коммуникации : формальная и неформальная, опосредованная и непосредственная, планируемая и спонтанная. Таким образом, виды и функции коммуникаций очень разнообразны.

Под коммуникативной деятельностью мы понимаем взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные, активные действия с явлениями и предметами объективного мира на основе обмена информацией.

Самым сложным и высшим порядком коммуникации является общение. Под общением следует понимать взаимодействие субъектов на основе психического отражения, в котором происходит обмен информацией.

Е. О. Смирнова считает, что предметом деятельности общения является другой человек – партнер по общению как субъект, как личность.

Важнейшим качеством, которое необходимо для успешного общения, является коммуникативность личности. Коммуникативность представляет собой качество, способствующее приему, усвоению, использованию и передаче информации, которая направлена на установление и улучшение взаимоотношений людей друг с другом. Коммуникативность характеризует

человека в межличностных отношениях, когда преобладают субъектные коммуникативные связи.

Коммуникативность как качество личности предполагает овладение человеком коммуникативными знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативные знания – это обобщенный опыт человечества коммуникативной деятельности, это отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях.

Под коммуникативными навыками мы понимаем автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него в процессе коммуникации.

Коммуникативные умения – это комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать коммуникативные знания и навыки для полного, точного отражения и преобразования действительности.

Таким образом, коммуникация представляет собой сложное понятие, имеющее специфическую структуру, каждый компонент которой реализуется в процессе общения.

Владение средствами коммуникации помогает человеку как можно полнее проявить свою индивидуальность и способствует успеху в дальнейшей жизнедеятельности и установлении межличностных взаимоотношений.

Таким образом, нами рассмотрены и определены основные психолого-педагогические понятия, которые необходимы будут при рассмотрении следующих вопросов нашего исследования.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через различные формы творческой активности Слайд №1,2,3,4,5,6 Тема моего опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста, через различные формы.

Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через эксперементальную деятельность Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» воспитателя МБДОУ Детский.

Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Двигательная активность, согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это какое либо движение, осуществляемое скелетными мышцами.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС. Дошкольный возраст.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 17:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД