МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников

Светлана Клавкина
Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социальном пространстве. Дошкольнику, чтобы легко адаптироваться в социуме, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников» размещена в разделах

Необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. При этом подчеркивается изменение характера самого взаимодействия ребенка при изменении социальной ситуации развития. По мере взросления происходит овладение ребенком новыми средствами и способами коммуникации с другими детьми. Развивающий эффект любого обучения зависит во многом от того, как организована совместная деятельность взрослого и ребенка, или ребенка и сверстника, насколько хорошо он может выстраивать партнерские отношения.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Наша деятельность направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения : сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Задача педагога вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути его развития личности.

Всему этому ребёнок учится в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше обращается внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Интенсивное личностное развитие, совершенствование коммуникативной деятельности детей зависит от следующего:

- эмоционально комфортного климата в группе;

- содержательного личностно - ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми;

- участия воспитателя в делах и проблемах детей;

-умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогом задачи, требующие интеграции всех разделов: ролевая и театрализованная игры, музыкально-ритмические движения, художественная литература и прочее.

Работу следует планировать и проводить исходя из задач коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста :

- развивать уверенность в себе и в своих возможностях;

- развивать активность, инициативность, самостоятельность;

- формировать доверие к взрослому как партнеру по личностному общению;

- формировать групповые нормы и положительные взаимоотношения.

В своей работе надо использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками как игровые практические ситуации, которые способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и качеств:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

- умение взаимодействовать и сотрудничать.

Также следует организовывать ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта, которые носят проблемный характер, т. е. всегда включают в себя близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

В каждой ситуации необходимо:

- заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее, ввести ребенка в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?»;

- вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы испытывали тогда?»;

- побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим вместе все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха»;

- включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п. ;

- помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними: «Все удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы».

В работе также можно использовать игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки:

- игровые ситуации активного участия типа инсценировки с игрушками «Подскажи решение».

Цель: подключить детей к поиску правильного решения.

- игровые ситуации непосредственной помощи типа «Поможем нашим игрушкам».

Цель: подключить детей к решению проблемы: не только обсуждение, но и осуществление необходимых действий.

- практические игровые ситуации и реальные ситуации, направленные на освоение культурных норм поведения и общения (этикет).

Цель: формирование культурных привычек, норм культурного поведения.

Культурные привычки формируются постепенно, поэтому организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения:

- здороваться;

- прощаться;

- пригласить пройти в группу;

- подать стульчик;

- пригласить присесть;

- поинтересоваться как дела.

Уже с младшего дошкольного возраста важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь им:

- Практическая ситуация типа «Наша забота нужна всем».

Цель: увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

- Практические ситуация типа «Мы самые старшие в детском саду».

Цель: побудить проявить самостоятельность, инициативу, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

- Практическая ситуация типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Цель: побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничества.

Для развития коммуникативных навыков дошкольников хорошо применять дидактические игры, например:

- «Эмоции» - способствует развитию сравнения, внимания, наблюдательности, воображения, моторики рук;

- «Погода и мода» - способствует развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания, речи;

- «Куклы» - способствует развитию мелкой моторики, внимания, речи, мышления, воображения;

- «Этикет» - способствует развитию памяти, внимания, связной речи, воспитывает культуру поведения;

- «Лесной календарь» - способствует развитию воображения, логического мышления, навыков общения;

- «Интеллект» - способствует развитию навыков логического мышления, внимания, речи, наблюдательности.

В результате планомерной работы у детей происходит накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия, повышают коммуникативный уровень навыков общения детей старшего дошкольного возраста, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 20:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков общения у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Клавкина (УИ 2496746) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД