Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Наталья Ивановна Ринкевич
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Коммуникативные навыки крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.

Ребенок постигает мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми. Таким образом, на родителях и воспитателях лежит основная ответственность за развитие, в том числе, и коммуникативных навыков у дошкольников.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

От уровня развития коммуникативных навыков во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Их реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы. Коммуникативные навыки дошкольников могут рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста включают:

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.

Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

• Коррекция нежелательных черт характера и поведения, т. к. для детей младшего дошкольного возраста характерно недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств, которое осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Одной из годовых задач образования и обучения в соответствии с программой развития – организация проектной деятельности с воспитанниками в области познавательного, социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством использования конструктора «Тико».

Работа в данном направлении по данной технологии осуществляется в рамках дополнительного образования детей. Данный кружок реализуется как часть образовательной программы ДОУ в разделе формируемый участниками образовательных отношений. Приказ №265 от 15.09.2015 г. «О решении педагогического совета №1».

Мною была разработана программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер». Рассчитана на 1 год, занятия проходят 2 раза в неделю. Цель, задачи, содержание представлены на слайдах.

Целью программы является формирование пространственных и зрительных представлений у дошкольников.

Задачи:

1) увлечь детей активной творческой деятельностью;

2) познакомить с геометрическими фигурами и объемными телами;

3) укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;

4) активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объёмных фигур;

5) развивать у детей мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию;

6) повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний).

Содержание программы

Тема Теория Практическое задание Материал

1. «Геометрические фигуры» Сказка-экспромт «Город Геометрика!» – находим и наклеиваем фигуры в домики. Понятия: «круг», «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учимся скреплять ТИКО-детали между собой. Конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер», геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат и треугольник по количеству детей).

2. «Пространственное ориентирование» Изучаем понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Соединение ТИКО-квадратов в условной последовательности. Конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер»).

3. «Тематическое конструирование» Учимся обобщать, понятие «Мебель». Собрать из конструктора ТИКО предметы мебели для кукольного уголка (стол, стул, кровать, диван, пуфик, шкаф и т. д.). Конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер», образцы «мебели».

4. «Классификация по одному признаку» Сопоставление цветов ТИКО - деталей с предметами аналогичного цвета. Игра «Угощение друзей» – поиск ТИКО - деталей заданного цвета. Конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер», муляжи предметов желтого цвета, игрушки-животные.

5. «Свойства» Исследование «Найди клад» – сопоставляем дорожки разной длины, ищем самый короткий путь к сокровищам. Собираем длинную и короткую дорожки из ТИКО – деталей. Конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Фантазер», детский ботинок, шнурки разной длины.

Все наборы конструктора ТИКО рассчитаны для игр детей разного дошкольного и школьного возраста. Их выпуск был начат по рекомендациям Российской Академии Образования отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные образцы конструктора получили высокую оценку специалистов Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А. И. Герцена, Ярославского Государственного Университета и др.

Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования.

«ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Он предназначен для сборки и моделирования абсолютно любых плоских и объемных конструкций: машин, кораблей, космической и подводной техники, старинных замков и современных домов, мебели, предметов домашнего обихода.

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Итак, откроем коробку. Игровой материал предназначен для детей от 4 лет (благодаря удобному размеру деталей). Состоит из 79 фигур.

Автором программы по работе с ТИКО для ДОУ, Логиновой И. В. (воспитатель МАДОУ № 81 «Солнышко» Великого Новгорода) предложено огромное количество плоскостных и объемных фигур. Мы хотим показать, как интересно играть с конструктором.

В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами. Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Дошкольники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Таким образом, коммуникация заключается в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Содержание. 1. Введение. 2. Актуальность. Цель и задачи. 3. Реализация работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Игра на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Пойми меня» Цель:Игра учит детей объяснять и понимать друг, друга. Развивает интерес к сверстникам,внимание, доброжелательные отношения друг к другу.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности О. В. ДАЦКО Старший воспитатель МБДОУ №21 «Колосок» ст. Приазовской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения В дошкольном возрасте дети активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В то же время ребенок еще не владеет достаточными.

Развитие коммуникативных способностейу детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС до Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для.

Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Развитие коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Дошкольный возраст – уникальный период.

Роль сказки в развитии речи ребёнка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до. Из опыта работы воспитателя МБДОУ –д/с «Солнышко» п. Советское Савельевой Т. В. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 14:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...