Получи документы

Развитие коммуникативных навыков у воспитанников социального приюта

Герасимова.И.П
Развитие коммуникативных навыков у воспитанников социального приюта

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

социальный приют для детей «Транзит»

Статья «Развитие коммуникативных навыков у воспитанников приюта».

Автор: Герасимова И. П.

Воспитатель

Санкт-Петербург

2018 г.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у воспитанников социального приюта» размещена в разделах

Практически все дети, попадающие к нам, имеют несформированные коммуникативные навыки, те или иные трудности в общении. Их лексический запас весьма скудный, что во многом связано с низкой познавательной деятельностью. Одни ребята тяжело входят в контакт со взрослыми, другие – со сверстниками, а третьи – и с теми и с другими. В этом случае необходимы грамотные и слаженные действия всех специалистов приюта, которые были бы направлены на развитие навыков общения с учетом индивидуальных

особенностей ребенка. Развитие последних, в свою очередь, безусловно, положительно повлияет на развитие игровой, трудовой и учебной деятельности.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека,

устремленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

В основу своей воспитательной деятельности я выбрала тему: «Развитие коммуникативных навыков у воспитанников социального учреждения».

Данная тема помогает в решении следующих задач:

- помочь ребенку понять и принять себя, научить его жить в мире с самим собой

- способствовать развитию у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и другими людьми с ориентацией на метод сопереживания

- приучать детей анализировать собственное поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих

- воспитывать интерес к окружающим людям, способствовать развитию

чувства понимания и потребности в общении

- содействовать развитию творческих способностей и воображения в

процессе игрового общения.

Необходимость проведения такой работы связана с тем, что она способна

помочь ребенку овладеть средствами коммуникации, учит понимать себя,

а также помогает более успешной адаптации ребенка в коллективе

сверстников и взрослых.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется

формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.

Нужно помнить о том, что когда люди счастливы и находятся в мире с самими

с собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию

мирных отношений с окружающими.

Социальный портрет и особенности детей, проходящих реабилитацию в приюте.

Состав детей, попадающих в наш приют, неоднороден по возрасту, национальному составу, состоянию здоровья, уровню образования. В приюте

временно проживают дети, граждане РФ, а также дети из Украины, Молдовы,

Таджикистана, Узбекистана и других стран ближнего и реже дальнего

зарубежья. Среди них немало жертв физического, психического и сексуального

насилия. Отсюда нарушения и трудности в общении, недоверие к людям,

неразвитость важнейших для социального развития видов деятельности, вредные привычки и низкий уровень социальной нормативности. Речь у этих детей недостаточно развита и точна, хотя бранная лексика бывает представлена в изобилии; прилагательные и глаголы, обозначающие предметно-практическое действие, практически не используются. Уровень развития психических процессов также низок. Характерна несформированность познавательной деятельности, низкая степень готовности к школьному обучению. Эти дети не проявляют особого интереса к окружающему миру, плохо ориентируются в социуме. У подростков не сформирована способность к самоопределению, весьма расплывчатые представления о содержании социальных ролей, о себе и о своём будущем.

Не преувеличивая, можно с уверенностью сказать, что почти все дети, попадающие в наш приют, выросли в условиях дефицита позитивного общения со взрослыми. У ребят не развиты формы общения, свойственные возрасту и очень ограничены средства общения. Последствия жёстокого обращения, физического и психологического насилия порождают деформацию психологического и личностного плана, поэтому такие дети, как правило, испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. И здесь важную роль должен сыграть педагог, который должен помочь ребёнку развивать его позитивные коммуникативные навыки с учётом его индивидуальных особенностей.

Развитие навыков общения, как определяющий фактор поведения ребёнка.

Любому ребёнку, поступающему в приют, воспитатель должен помочь влиться в коллектив и избежать психологических срывов, а значит наладить пути взаимопонимания и общении. Воспитатель должен учитывать, что эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к различным типам поведения ребёнка.

Во-первых, это может быть неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимих детей. Конфликты со сверстниками у

этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде.

Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными

причинами, так и незначительными.

Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Эмоциональная несдержанность

и импульсивность таких детей приводит к разрушению игры, к конфликтам и

дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях

остаются положительными и не припятствуют общению.

Во-вторых, поведение может характеризоваться негативным отношением к

общению. Как правило, обида, недовольство, нерпиязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных

эмоций они более сдержаны. Эти дети избегают общения и равнодушны

к окружающим, хотя сами пристально следят за взаимоотношениями

других. Попытка взрослого вовлечь ребенка в игру или другую совместную

деятельность вызывает отчуждение и безразличие, маскируя испуг и неуверенность ребенка.

Также поведение может определяться многочисленными страхами. В одних

случаях, чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее

возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен,

тревожен, отчужден. В других случаях, наоборот, ребенок начинает проявлять

устойчивое агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимодействиях с окружающими. Это вызывает отрицательное отношение

со стороны окружающих, что еще больше усиливает ситуацию и провоцирует

агрессию ребенка. В более легких случаях агрессия выражается в словесной

форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение,

нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность, как

для самого ребенка, так и для других детей. В более легких случаях агрессия

выполняет защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным

воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально

приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. В более

сложных ситуациях агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей

степени они связаны с реальной ситуацией. Агрессивные дети, как правило,

имеют низкий уровень эмпатии (способность чувствовать состояние другого,

умение вставать на его позицию).Таких детей чаще всего не волнуют

страдания окружающих, они не могут представить, что другим плохо и

неприятно. Считается, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», то его

агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому работу с такими детьми

нужно направить на развитие эмпатии.

Трудности ребенка во взаимоотношениях со сверстниками чаще всего

возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в его

развитии. Таким детям нужна специальная помощь в освоении

коммуникативных навыков т. е. формирование средств и форм общения,

чтобы помочь детям в процессе общения развивать положительные

черты характера, формировать потребность в доброжелательном

внимании, сотрудничестве и уважении.

Структура и содержание работы, направленной на развитие навыков общения.

На отделение реабилитации нашего учреждения поступают дети разного возраста, поэтому для достижения лучших результатов в реализации воспитательной работы целесообразно

разделение детского коллектива по возрастным группам:

с 10 до 13 лет и с 14 до 17 лет.

Работа в каждой возрастной группе проводится по следующим направлениям:

/формирование собственного «Я» - «Тайна моего «Я»,

/развитие потребности общения со взрослыми – «Этот странный взрослый мир»,

/развитие потребности общения со сверстниками –«Как мы видим друг друга».

Каждое направление включает в себя определенное количество занятий, каждое

из которых направлено на формирование определенных социальных знаний,

умений и навыков.

В ходе создания программы, важно учитывать, что средний срок пребывания

ребенка в нашем учреждении 2-3 месяца и за это время важно помочь

несовершеннолетнему наладить контакт со сверстниками и взрослыми.

Структура программы остается неизменной для каждой группы. С содержанием

же дело обстоит иначе. Для каждой группы определяются общие задачи

по развитию коммуникативных навыков, тематика занятий, уровень подачи

информации и способы ее изложения.

В работе с детьми младшего возраста важно уметь создавать игровые

ситуации и привлекать и ребенка участвовать в них, потому что в игре

ребенок сближается со сверстниками и взрослыми, начинает овладевать

навыками социального общения, усваивает нормы поведения. Именно в игре

дети учатся помогать друг другу, достойно проигрывать, развивают

организаторские способности, выражают свои эмоции, качества характера

и формируют свою самооценку. Для формирования и развития внеситуативных

форм общения (когда ребенок стремится получить от взрослого информацию

об окружающих, о себе, о человеческих взаимоотношениях, независимо

от конкретно поставленной задачи) важно, чтобы взрослый сам вступал во взаимодействие с ребёнком, задавал вопросы или предлагал информацию. Таким образом взрослый предлагает детям образцы общения. Полезно так же поддерживать инициативу ребёнка, если он сам предлагает игру или тему беседы.

Формирование внеситуативных форм общения требует от взрослого компетенции в общении, т. е. умение строить общение в условиях открытости, готовности слушать ребёнка, принимать и поддерживать обратную связь.

Продолжительность занятий может быть 25-30 минут. В работе с детьми 8-12 лет, Помимо занятий, можно использовать такие формы работы как изготовление аппликаций и коллажей, проводить викторины, экскурсии, организовывать походы в театры и музеи. Важно отметить,что у детей этого возраста внеситуативные формы общения формируются и развиваются в процессе совместной деятельности, когда ребёнок и взрослый находятся как бы в равных позициях. В старшей возрастной группе программное содержание становиться ещё более насыщенным. Длительность занятия увеличивается до 40 минут. Входе проведения занятий становиться возможным эффективное использование таких методов работы как беседа, чтение художественной литературы, тестирование, викторина и т. д. При работе с подростками важно учитывать, что они в большей степени готовы к личностно ориентированным формам общения, так как нуждаются в интересе к себе, как личности. Однако они могут быть настороженны и недоверчивы по отношению ко взрослым. С ними лучше использовать форму делового взаимодействия.

Источником развития общения могут стать реальные жизненные ситуации конфликтного взаимодействия детей друг с другом. Обсуждение этих ситуаций помогает детям понять, что произошло, предложить другой ход развития ситуаций и представить последствия того или иного поступка.

Реализация моей работы по развитию коммуникативных навыков у

воспитанников направлена, в конечном счете, на получение детьми

знаний об искусстве человеческих взаимоотношений.

Через разнообразные творческие, подвижные, дидактические игры

и упражнения у детей формируются эмоционально – мотивационные

установки к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Также они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для

адекватного поведения в обществе, способствующие наилучшему

развитию личности ребенка и дальнейшей его жизни.

Часто предложенные игры и уп ражнения происходят спонтанно,

ситуативно, без подготовительной их организации. Зачастую

четкая реализация занятий по теме отдельно по двум возрастным

подгруппам становится невозможной, в этом случае достаточно

эффективны комплексные занятия и мероприятия, направленные

на развитие коммуникативных навыков.

В ходе проведения занятий, важно постоянно учить детей видеть

свои достоинства и достоинства других людей, учить их ценить

и благодарить окружающих за добрые дела и поступки.

Основной целью всех занятий является обучение детей умению

устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные

отношения.

Это – важное коммуникативное качество, которое помогает ребенку

познавать мир, комфортно в нем себя чувствовать, развивать свой

интеллект, способности и душевные качества.

В свою очередь, заложенные основы знаний и воспитания помогут

ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки,

овладеть приемами вежливого обращения с окружающими, научат

его любить и понимать людей. Все это должно содействовать тому, что

в дальнейшем у каждого из воспитанников приюта рядом обязательно

окажется надежный и верный друг.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков и нравственное воспитание дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания взрослых людей, под.

Картотека игр, формирующих толерантность и развитие коммуникативных навыков. Цель • Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи • Формирование.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста. Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является.

Мастер-класс развитие социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о развитии социально-коммуникативных навыков ребенка через использование игр. Проблема.

Подборка игр направленных на снижение страхов и тревожности у детей, развитие коммуникативных навыков "Похвалилки". Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе. Все дети сидят в кругу (или за столами).

Развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам сюжетно-ролевых игр «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через пальчиковый театр Тема: «Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через пальчиковый театр» Как вы знаете, у детей раннего возраста основным.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников «Дневник настроений» Заведите вместе с ребенком «дневник его настроений» — общую тетрадь, в которой вы каждый день вместе с ним будете отмечать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у воспитанников социального приюта
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 21:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД