Бобова Юлия
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье я хотела бы обратить внимание на проблему развития мелкой моторики детей раннего возраста в период реализации инновационных игровых технологий. Исследуя образовательно-развивающий потенциал игровых технологий Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, отраженный в соответствующих авторских методиках, можно сказать, что в работах уделяется внимание передовым игровым развивающим и реабилитационным технологиям, позволяющим посредством развития мелкой моторики и творческого мышления обеспечивать восстановительные процессы и сохранность физического и психического здоровья детей на ранних возрастных этапах.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики и творческого мышления детей относится к области организации такой познавательной среды, которая способствует познанию себя ребенком, своих возможностей, окружающей действительности и формирования своего отношения к миру. Уже в раннем возрасте ребенок учится формулировать свои мысли, выражать свои чувства, осознавать свои потребности. В связи с этим, процесс развития мелкой моторики выступает как необходимый компонент отображения внутреннего мира детей [1].
Известно, что систематизированная целенаправленная деятельность, опосредующая развитие мелкой моторики, а также сенсомоторики в целом является своеобразным фундаментом развития высших психических функций ребенка на самых ранних этапах его развития. В процессе данной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей ребенка, развитие речевых навыков, а также сохранение и совершенствование психического, физического и социального здоровья посредством социализации в рамках активной игровой деятельности [2; 3].
В этой связи, с целью обеспечения продуктивности процесса восприятия возникает необходимость обеспечения так называемого живого созерцания, контекст которого предполагает активное взаимодействие ребенка с данным конкретным предметом. Понимая, что ведущей деятельностью на данном возрастном этапе является деятельность игровая, становится объяснимыми концепции В. В. Воскобовича, Т И. Балацкой, Б. П. Никитина,
Т. Г. Харько и др. реализации в процессе развития мелкой моторики детей раннего возраста активных игровых технологий или активного взаимодействия ребенка с объектом в ходе активной игры [1; 4].
Осуществляя с предметом (объектом) действия определенного характера, ребенок, тем самым, пополняет собственный запас представлений о данном предмете (объекте, закрепляя его в активной игре посредством многократных повторений. В связи с этим, необходимо отметить, что педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина и технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей раннего возраста
В. В Воскобовича позволяют интегрировать чувственное отражение ребенком действительности, полученное в условиях организации игровой среды в процесс развития особого типа критического и продуктивно-креативного мышления. Это достигается за счет удовлетворения требования многократного действия при сохранении высокого познавательного интереса ребенка.
Осваивать постоянно усложняющиеся образовательные программы сейчас нелегко, да и образовательная парадигма сегодня концентрирует внимание педагогов на творческом саморазвитии и самовыражении ребенка. В связи с этим развитие мелкой моторики детей обретает особый актуальный смысл в процессе игровой деятельности, концепция организации и содержательного наполнения достаточно широко представлена разнообразных игровых заданиях и упражнениях Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича и др. [5].
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Мартынова, Е. А. Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование Младший, средний, старший дошкольный возраст / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2014. – 151 с.
2. Данченкова, С. Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук : мастер-класс / С. Н. Данченкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – № 1. – С. 19-20.
3. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова. – Юрайт, 2015. – 496 с.
4. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
5. Использование развивающих игр Никитина и Воскобовича для развития творческих способностей ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-razvivayuschih-igr-nikitina-i-voskobovichadlya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-rebenka-2250495-page2.html.