Лучший педагог года

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов и родителей

Самойленко Виктория
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов и родителей

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(консультация для педагогов и родителей)

подготовила

Самойленко В. В.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 64»

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответить на вопрос: как их развивать?

Публикация «„Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста“, Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах

Головной мозг человека состоит из двух полушарий и каждое выполняет свою функцию:

левое полушарие – отвечает за логику, письмо, чтение, математику и понимание точных наук; отвечает за правую половину тела;

правое полушарие – отвечает за воображение, творчество и целостность восприятия; отвечает за левую половину тела. Такие дети склонны к гуманитарным наукам и искусству.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Только слаженное взаимодействие двух полушарий головного мозга позволяет качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Обмен информацией между полушариями происходит через мозолистое тело (сплетение нервных волокон в головном мозге человека, соединяющее правое и левое полушария, которое можно успешно развивать в дошкольном возрасте.

При нормальном развитии ребенка они начинают совместно работать ближе к 2-3 годам, благодаря чему наше зрительно-пространственное, слуховое, тактильное и другое восприятие совершенствуется. Это в свою очередь дает толчок развитию мышления, памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики.

У новорожденных оба полушария развиты одинаково, но в процессе роста одно из них начинает более активное формирование. Развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8 – 8,5 лет. Мозговые структуры продолжают еще потихоньку развиваться до 11-12 лет, после чего время не повернуть вспять, если вы не занимались с ребенком. По крайней мере, достичь чего-то будет в десятки раз сложнее.

Если по тем или иным причинам есть несформированность межполушарного взаимодействия, то в развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные изменения:

• плохую координацию;

• слабое переключение с одного движения на другое;

• несоблюдение последовательности движений;

• длительные паузы между ними;

• общую моторную неловкость;

• плохое развитие мелкой моторики пальчиков и кистей рук;

• невозможность повторить движения за взрослым;

• позднее развитие моторики, отставание в физическом развитии (поздно сел, пополз, встал);

• у некоторых детей так и не формируется умение правильно ползать;

• затянутое формирование или его полное отсутствие доминантной (ведущей) руки;

• слабую или неправильную артикуляцию, речевые задержки и серьезные патологии (логопедические проблемы);

• отклонения в психическом развитии (память, мышление, внимание, воображение);

• инфантильность в поведении;

• слабую познавательную мотивацию (ребенку не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);

• агрессивность, плаксивость, негативизм и т. д.

При такой картине необходимо искусственно заставлять полушария объединятся в единую систему. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.

Существует очень много упражнений для развития межполушарных взаимодействий. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Вот некоторые упражнения: зеркальное рисование, межполушарные дорожки, специальные прописи для обеих рук, различные перекрестные упражнения для пальцев рук. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась

функциональность ЦНС (центральная нервная система, нужно выполнять как минимум по 1–2 упражнения в день. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

[/b]

«Веселый танец»

Взрослый выполняет ряд простых движений перед ребенком, ребенку нужно повторить их наоборот. Например, ведущий делает шаг вперед, а ребенок назад, поднимает руки вверх – ребенок опускает, приседает – ребенок подпрыгивает. Играть нужно под ритмичную музыку.

«Накорми птичку/куклу»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Инструкция: Птичка хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

«Что ты видишь»

Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в транспорте, в магазине — в общем, где угодно. В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Вы можете использовать таймер и вести подсчёт слов, занося результаты в специальную табличку. Так у малыша появится соревновательный момент с самим собой (или с другими детками, если проводить игру для детской компании).

Игры и упражнения на разно типичное согласование движений рук [/b]

Упражнение «Капитанское»

Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс".

Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить,

добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем

руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между

сменой положения рук.

Упражнение «Колечки»

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука.

Задача – делать упражнение одновременно двумя руками. Через несколько занятий это упражнение можно усложнить – на одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца, на другой – начинает с мизинца.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять

положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.

Упражнение «Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем».[/i]

Таких простых, но очень действенных упражнений очень много. И сейчас в продаже есть специальные тренажеры для развития межполушарного взаимодействия (специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, межполушарные доски). Но я предлагаю вам изготовить простые, но полезные в развитии ребенка пособия. Для этого нам понадобятся самые обычные материалы: картон, цветная бумага, пластилин, маркеры, клей.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8–10 раз. При затрудне ниях в выполнении можно помогать ребенку командой: «Кулак – ребро – ладонь».

В упражнение «Кулак – ребро – ладонь» можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг – это кулак, овал – ребро, прямоугольник – ладонь.

Берем ножницы и вырезаем из цветной бумаги геометрические фигуры разного цвета, приклеиваем их, пособие готово.

Упражнение «Проведи по линиям»

Итак, берем листок бумаги и чертим на нем маркерами любые зеркальные линии, лабиринты, спирали. Обозначаем начало и конец дорожки значком разного цвета. Пособие готово.

Задания для ребенка:

- проведи по линии правой рукой;

- проведи по линии левой рукой;

- проведи по линии двумя руками одновременно;

- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) правой руки;

- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем) левой руки;

- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.

Упражнение «Хождение по дорожкам»

Для этого упражнения можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др. Можно найти в Интернете и распечатать готовые картинки с аналогичными заданиями или так же, сделать самостоятельно, используя картинки с разными персонажами.

В своей работе я использую подобные игры и рекомендую педагогам и родителям взять их на заметку.

Полезные игры, задания и упражнения вы найдете в следующих пособиях:

- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», Трясорукова Т. П. ;

- «Графомоторика», Давыдова О. А. ;

- «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления», Давыдова

О. А. ;

- «Волшебные обводилки», Г. М. Зегебарт;

- «Нейропрописи. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков», И. Праведникова.

Удачи Вам и вашим детям!

Список литературы:

1. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М. : Генезис,

2005.

2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод

замещающего онтогенеза. М., 2007.

3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.

4. Хомская Е. Д., Привалова Н. Н., Ениколопова Е. В. Методы оценки межполу-

шарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М. : МГУ, 1995.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Развитие графомотроных навыков у детей дошкольного возраста» Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики или хороший.

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов и родителей
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 10:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД