Папки-передвижки

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Ирина Суфьянова
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека и его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие. Также ученые предполагают, что ребенок воспринимает музыку, еще не появившись на свет. Ведь самой природой малышу подарены способности слышать и чувствовать мелодию.

Публикация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема воспитания всесторонне развитой личности может быть решена только при условии гармоничного развития ее способностей. Раннее развитие музыкальных способностей у детей помогает научиться слышать красоту мелодии и видеть изящества танца. Все это способствует тому, чтобы повзрослевшие дети нашли место для музыки в своей жизни.

Музыкальное искусство оказывает влияние на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, развивать творческие способности в этом возрасте особенно необходимо. Дело в том, что именно в 3.5-5 лет формирование творческих способностей у детей сводится к привитию им навыков и умений в том или ином деле. И уже в дальнейшем дети выражают свою инициативу, фантазию и находчивость.

В настоящее время проблема развития детских способностей приобретает все большее значение, так как усилие педагогов и психологов направлены на формирование личности. В научных исследованиях педагогов-практиков Н. А. Ветлугиной, А. Н. Зиминой, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой и других, рассказывается, что детей надо с самого раннего детства развивать в сторону музыки. Все они едины в понимании, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития всех базовых способностей ребенка.

О необходимости создания специальных условий для развития склонностей дошкольников, а также организации целенаправленной работы для решения вопросов, связанных с выявлением творческого потенциала каждого ребенка говорится в ФГОС дошкольного образования. В частности, одной из задач стандарта является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [ссылку на ФГОС дошкольного образования вставь и добавь в литературу].

На формирование музыкальности дошкольников оказывает влияние целенаправленно-организованное музыкальное воспитание, состоящее из четырех основных видов деятельности:

– восприятие музыки;

– исполнение;

– образовательная деятельность;

– проявление творчества.

Все эти виды деятельности могут применяться в совокупности или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности дошкольника.

Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в шесть-семь лет. При слушании произведений, дошкольник сможет выделять не только основные образы, но и художественно-выразительные средства, которые были использованы композитором для их формирования. Исполнение имеет особенности в зависимости от возраста ребенка. Дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, пытаются выразить только эмоции, а дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение. Творческие проявления также более активны у детей старшего дошкольного возраста. И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.

Анализ практической деятельности дошкольных образовательных организаций, показал, что в отдельных детских садах встречается формальное отношение к музыкальным занятиям, где главной задачей является лишь успешный показ детских утренников и праздников. В связи с этим необходимо ставить более перспективные цели, которые должны быть направлены на решение не узких задач, на «потребу дня сегодняшнего», а ориентированных на будущее подрастающего поколения.

Следует отметить, что музыкальные способности развиваются не сразу, а постепенно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому каждый из элементов играет важную роль в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если он будет развивать способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно будет накапливаться запас любимых произведений, закладываться первоначальные основы музыкальности.

Для решения данной проблемы необходимо приобщать дошкольников к музыке, которая открывает мир волнующих, радостных переживаний, дает возможность быть активным и самостоятельным. Успешность в развитии музыкальных способностей зависит от организации целенаправленной музыкально-насыщенной среды, в которой ребенку предоставляются широкие возможности проявления природных задатков в непосредственной музыкальной деятельности. Наиболее благоприятными являются такие виды музыкальной деятельности, которые будут доступны дошкольникам по легкости и пониманию и не требуют специальной подготовки и обучения, опираются на интересные им игры.

На наш взгляд, для решения этой проблемы, необходимо использовать все ресурсы музыкального занятия для развития музыкальных способностей дошкольников через использование различных видов музыкальной деятельности, внедрение в образовательный процесс музыкальных занятий разработанный комплекс творческих заданий.

Исходя их понимания, что работу по развитию музыкальных способностей у дошкольников следует проводить систематически и последовательно с применением всех доступных для дошкольников видов музыкальной деятельности, мы отталкиваясь от перечисленных принципов организации занятий, включали разнообразные приемы и методы в нашу работу. Например, для развития музыкальных способностей у детей мы использовали много музыкальных игр и упражнений :

1. Подвижная игра «Разбуди мишку». В группе детей выбирается ребенок, который будет исполнять роль медведя. Ребенок-«медведь» спит в «берлоге». Дети тихонечко подходят к нему, напевая слова песни.

Тихо-тихо вы идите,

Мишеньку не разбудите.

А к берлоге подойдем,

Топать ножками начнем!

Раз, два, три!

Мишка, мишка выходи!

2. Упражнение «Природный оркестр» – целью которого стало расширение чувственного опыта детей через поиск нужного наиболее подходящего музыкального инструмента, для передачи разнообразных звуков, услышанных в природе. Детям предлагается послушать звуки природы и узнать, откуда издается этот звук. Используя музыкальные инструменты, дети воспроизводили услышанные ими звуки.

Кроме этого с целью обогащения музыкальных впечатлений детей, мы знакомили их с разнообразными произведениями, обучали способам пения и музыкально-ритмическим движениям, знакомили с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Таким образом, несмотря на то, что педагогическая практика накопила опыт развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, в практике дошкольных образовательных организаций он часто не используется в полном объеме. В результате проведенной нами работы, мы пришли к выводу, что результативность выявления и развития музыкальности детей на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации может быть существенно повышена, если

– создать благоприятные условия музыкального развития детей, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям;

– организовать музыкально-насыщенную образовательную среду на музыкальных занятиях и увлечь ребенка активными формами музыкальной деятельности с самого раннего детства;

– предоставить возможность каждому ребенку проявить свой творческий потенциал в процессе музыкальных занятий.

Список литературы

1. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

2. Каримова Л. Н., Мухаметдинова Г. А. Факторы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в учреждении дополнительного образования / Л. Н. Каримова, Г. А. Мухаметдинова // Образование в условиях социальных изменений: сб. науч. стат. Международной молодежной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. С. 58-60.

3. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности/Д. К. Кирнарская. -М. : Таланты -XXI век, 2004. -496 с.

4. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста – «Линка-Пресс», 2008

5. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». – М. : «Гном- Пресс», 1999.

6. Тарасова К. В., Петрова М. Л., Рубан Т. Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М. : «Виоланта», 1999.

7. ФГОС дошкольного образования

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2020 в 17:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД