МААМ-картинки

Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности

Татьяна Владимировна Багаева
Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

в условиях непосредственно-образовательной деятельности.

Учитель-дефектолог МБДОУ детский сад

№323 «Сказка» г. Нижний Новгород

Багаева Т. В.

Ориентация современного общества на гуманизацию человеческих отношений выдвигает в число актуальных проблему ориентации образовательной системы и всего образовательного процесса на подход к ребенку с ОВЗ как развивающейся личности, которая нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав.

Публикация «Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности» размещена в разделах

Необходимым условием социализации ребенка с ОВЗ является развитие его социальной активности уже в дошкольном возрасте, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Сотрудничество детей с ЗПР со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из важных условий вхождения в школьную жизнь.

Значимость работы, направленной на развитие навыков сотрудничества подчеркивается ФГОС ДО, которые определяют развивающее взаимодействие ребенка со сверстниками как центральную психодиагностическую технологию.

Освоение опыта сотрудничества развивает у детей с ЗПР умения согласовывать общие цели; осуществлять взаимный контроль и коррекцию действий; понимать состояния и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать.

В процессе работы по формированию сотрудничества со сверстниками у детей с ЗПР формируются такие социально-значимые качества как эмпатия, социальная чуткость, толерантность.

Все это в дальнейшем поможет им психологически грамотно строить свое взаимодействие со сверстниками.

Необходимые условия для освоения детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР навыков сотрудничества со сверстниками создаются в разных видах деятельности и, прежде всего, в непосредственно-образовательной деятельности.

Сотрудничество дошкольников со сверстниками в непосредственно-образовательной деятельности будет развиваться эффективно если :

-педагогом выдвигаются задачи, требующие от детей совместного решения, и создается активный интерес к сотрудничеству старших дошкольников со сверстниками;

- используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества

-педагогическое сопровождение ориентировано на индивидуальные и личностные особенности детей с ЗПР.

В зависимости от структуры и поставленных задач непосредственно-образовательной деятельности детей с ЗПР возможно применение следующих моделей сотрудничества со сверстниками :

• совместно-индивидуальная модель;

• совместно-последовательная модель;

• совместно – взаимодействующая модель.

Совместно-индивидуальная модель сотрудничества – предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок, участник деятельности, будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Это часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в её начале (на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Освоение совместно-индивидуальной модели сотрудничества обеспечивает развитие у детей с ЗПР умений принимать общую цель деятельности, участвовать в планировании, действовать параллельно, сохраняя необходимый темп и ритм деятельности, совместно оценивая итоговый результат.

Совместно-последовательная модель сотрудничества - предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого.

Освоение совместно-последовательной модели сотрудничества позволяет сформировать у детей с ЗПР умение координировать, регулировать совместные действия, поддерживая единый темп и ритм работы. Одновременно повышается понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнёра и общим итогом работы.

Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества - предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятиях сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

Результатами освоения различных моделей сотрудничества детьми с ЗПР являются активное изменение отношения к занятиям, повышение интереса к сотрудничеству, желание взаимодействовать, готовность к совместному решению задач. Меняется и характер отношения к сверстнику – он воспринимается как партнёр по совместной деятельности.

Таким образом, именно в сотрудничестве со сверстниками создаются благоприятные условия для развития коммуникативных навыков, эмоционально-волевой готовности детей с ЗПР к школе.

Это в дальнейшем поможет детям с ЗПР безболезненно войти в школьную жизнь, что, в свою очередь, обеспечивает успешность взаимоотношений и дальнейшего развития ребенка.

Приложение:.

Игры по обучению детей сотрудничеству

Игра «Цветочная полянка» (пример совместно-индивидуальной модели сотрудничества)

Каждому ребенку подгруппы предлагаются карточки с точками – цифрами (от 1 до 10, соединив которые должны получиться цветы, из различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и д. р.).

Затем подгруппа составляет из своих цветов полянку.

Правильность нарисованных цветов на полянке подгруппа проверяет, сравнивая их со схемой.

У каждой группы своя схема.

Игра «Ковер - самолет» (пример совместно-последовательной модели сотрудничества)

Детям предлагается по схеме составить Ковер – Самолет, но Ковер – Самолет взлетит, если будет точно соответствовать условиям, заложенным в схеме.

Для этого детям нужно разделиться на подгруппы по 3 человека, каждой подгруппе предлагается схема модели Ковра - Самолета с расположенными геометрическими фигурами.

Детям предлагается:

• Одному ребенку определить количество фигур, их форму, цвет, которые понадобятся для конструирования ковра – самолета.

• Второй ребенок отсчитывает количество названных фигур.

• Третий ребенок располагает геометрические фигуры на большом листе.

Предлагается совместно проверить правильность выполненного задания.

Игра «Карта Страны Математика» (пример совместно – взаимодействующей модели сотрудничества)

Детям предлагается составить карту Страны Математики.

Для этого детям нужно разделиться по парам и придумать свой город в Стране Математики.

Например: город Цифр, город Фигур, город Задач и др. Далее детям предлагается изобразить свой город на листе бумаги и придумать задание, которое нужно выполнить, чтобы попасть в этот город.

Когда города будут готовы, их нужно объединить в одной карте. Далее каждая пара представляет свой город.

Публикации по теме:

Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы Актуальность : Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы попадают.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыкальное развитие» в старшей группе «Бумажные истории»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыкальное развитие» в старшей группе «Бумажные истории» Цель: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» в группе с ОВЗ Тема: «Красивая чашечка для зверей» Программное содержание: 1. Продолжать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Развитие математических представлений» Тема: «Мы идём в школу» Воспитатель: Иванова О. А. 2017 г. Ход занятия: Организационный этап: Педагогическая цель: помочь детям.

Организация сотрудничества педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ Формы взаимодействия ДОУ и семьи информационно-аналитические • анкетирование, • опрос, • “почтовый ящик”; наглядно-информационные • выпуск.

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей первого года жизни в условиях Дома ребенка Воспитание ребенка с первых дней жизни необходимо организовать правильно, тогда он будет хорошо, правильно развиваться, будет активен,.

Развитие проектной и поисково-исследовательской деятельности у детей в условиях детского сада Проектная, поисково-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для поддержки детской инициативы и самостоятельности детей.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить.

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем.

Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Тимошкин огород» (о. о. «Художественно-эстетическое развитие») с детьми Цель: -создание изображения путём смешивания красок. Задачи: образовательные: -способствовать расширению представлений детей о получении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков сотрудничества у детей с ЗПР в условиях непосредственно-образовательной деятельности
Опубликовано: 7 июля 2019 в 17:15
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД