Приложение МААМ

Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы

Роза Симонова
Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст считается важным периодом для развития речи ребенка. В исследованиях Рубинштейна С. Л. [5] отмечается необходимое условие развитие речи ребенка в единстве двух сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчеркивал, что проблема речи не ограничивается одной лишь логической связанностью, она включает и проблему образности. По его мнению, образность выражает общее содержание и выходит за его пределы, вводит специфические оттенки. Ученый считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения высказывания новыми средствами.

Публикация «Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах

В современных педагогических исследованиях (Ушакова О. С., Гавриш Н. В., Колунова Л. А., Сомкова О. Н. и др.) отмечается важность включения работы над образностью речи в общую систему речевой работы.

Лексическая сторона речи является главной частью образности, работа над смысловой стороной слова помогает ребенку использовать точное по смыслу и выразительности слово или словосочетание в соотношении с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности тоже не маловажен. Используя различные стилистические средства, ребенок выражает свои мысли грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона содержит звуковое оформление текста, это во многом выражает эмоциональной воздействие на слушателей.

В итоге, совершенствование всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие образности. Которое может выявиться у ребенка в самых разнообразных видах словесного творчества – сочинение сказок, рассказов, загадок [2, С. 20; 3, С. 36].

По свидетельству психологов (С. Л. Рубинштейцн, А. Н. Леонтьев) недоразвитие образной речи у дошкольников проявляется в низком качественном уровне развития словаря : непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор и склонности к конкретной их трактовке, неумении выделять в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи [4, С. 53].

Разрешение данной проблемы нужно осуществлять в различных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

В процессе знакомства детей с художественными произведениями необходимо концентрировать внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на особенности литературного языка.

После прочтения сказок детей старшего дошкольного возраста нужно отвечать на вопросы по содержанию. Верно поставленный вопрос вынуждает ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения [1].

Важно в старшем дошкольном возрасте осуществлять анализ литературных произведений всех жанров, в результате которого дети научатся их различать, выделять специфические особенности, познавать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных форм.

Чтение литературных произведений открывает перед детьми все безграничное богатство русского языка, содействует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в повседневном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наиболее результативными приемами обучения детей образной речи являются чтение художественных произведений и беседы по их содержанию, рассматривание картин и сочинение детьми рассказов, сказок, загадок, творческие задания и упражнения на подбор слов, фразеологизмов, пословиц, языковые игры.

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы
Опубликовано: 21 июля 2022 в 20:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Роза Симонова (УИ 638903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД