Роза Симонова
Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст считается важным периодом для развития речи ребенка. В исследованиях Рубинштейна С. Л. [5] отмечается необходимое условие развитие речи ребенка в единстве двух сторон: логической и эмоционально выразительной. Он подчеркивал, что проблема речи не ограничивается одной лишь логической связанностью, она включает и проблему образности. По его мнению, образность выражает общее содержание и выходит за его пределы, вводит специфические оттенки. Ученый считал развитие образности важной характеристикой связной речи и необходимым условием для построения высказывания новыми средствами.
Публикация «Развитие образности речи старших дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В современных педагогических исследованиях (Ушакова О. С., Гавриш Н. В., Колунова Л. А., Сомкова О. Н. и др.) отмечается важность включения работы над образностью речи в общую систему речевой работы.
Лексическая сторона речи является главной частью образности, работа над смысловой стороной слова помогает ребенку использовать точное по смыслу и выразительности слово или словосочетание в соотношении с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности тоже не маловажен. Используя различные стилистические средства, ребенок выражает свои мысли грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона содержит звуковое оформление текста, это во многом выражает эмоциональной воздействие на слушателей.
В итоге, совершенствование всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие образности. Которое может выявиться у ребенка в самых разнообразных видах словесного творчества – сочинение сказок, рассказов, загадок [2, С. 20; 3, С. 36].
По свидетельству психологов (С. Л. Рубинштейцн, А. Н. Леонтьев) недоразвитие образной речи у дошкольников проявляется в низком качественном уровне развития словаря : непонимании значений оттенков слов, неумении их объяснять и использовать в речи, непонимании скрытого смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов, метафор и склонности к конкретной их трактовке, неумении выделять в тексте образные выражения и использовать их в самостоятельной речи [4, С. 53].
Разрешение данной проблемы нужно осуществлять в различных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
В процессе знакомства детей с художественными произведениями необходимо концентрировать внимание детей не только на содержание литературного произведения, но и на особенности литературного языка.
После прочтения сказок детей старшего дошкольного возраста нужно отвечать на вопросы по содержанию. Верно поставленный вопрос вынуждает ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения [1].
Важно в старшем дошкольном возрасте осуществлять анализ литературных произведений всех жанров, в результате которого дети научатся их различать, выделять специфические особенности, познавать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных форм.
Чтение литературных произведений открывает перед детьми все безграничное богатство русского языка, содействует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в повседневном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что наиболее результативными приемами обучения детей образной речи являются чтение художественных произведений и беседы по их содержанию, рассматривание картин и сочинение детьми рассказов, сказок, загадок, творческие задания и упражнения на подбор слов, фразеологизмов, пословиц, языковые игры.