Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Галина Назарова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день, большое внимание уделяется познавательному развитию детей дошкольного возраста. Объем усвоенной информацию об окружающем мире полностью зависит от развития познавательного интереса ребенка. Педагоги в садах используют разные подходы и принципы организации тех видов деятельности, которые способствуют развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Условия для развития познавательного интереса у дошкольников :

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры» размещена в разделах

новизна и актуальность содержания обучения; раскрытие значимости знаний; наглядность; занимательность; эмоциональность; использование сравнения и аналогии; использование произведений искусства и литературы; познавательные игры.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология включает в себя: - опыты; - наблюдения; - экспериментирование; - постановку и решение вопросов проблемного характера.

При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:

• Постановка проблемы.

• Поиск путей решения проблемы.

• Проверка гипотез, предположений.

• Обсуждение увиденных и полученных результатов.

• Выводы.

Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

• Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.

• Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).

• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Немаловажное значение в развитии детской опытно– экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В уголке экспериментирования рекомендуется иметь:

- прозрачные и непрозрачные сосуды разного объема (пластиковые стаканы, бутылочки, миски и т. п.); мерные ложки, мерная кружка; воронки; резиновые груши разного размера; формочки для изготовления льда; шприцы без иголок; пластиковые гибкие трубочки, соломка для коктейля, пипетки; растворимые продукты соль, сахар; природный материал: камешки, песок, глина, ракушки, шишки, семена

- Игровая проблемная ситуация - теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией. Например, проблемно-игровые ситуации: «Войдет ли елка в зал?»Использование в работе данных образовательных технологий способствует не только формированию познавательных интересов детей, совершенствованию навыков поисковой работы, развитию творческих начал, но и формированию умений сотрудничать, радоваться успехам друг друга, совместно реализовывать новые идеи.

Одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игра. Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Игры-эксперименты очень эффективны в решении познавательно- речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. Дидактическую игру можно использовать как самостоятельную форму в любое свободное время (утром, на прогулке, во второй половине дня) или как часть занятия. Таким образом, средствами развития познавательного интереса в области развития речи можно считать : чтение и анализ литературных и фольклорных произведений, рассказывание и заучивание стихотворений, инсценировки любимых произведений, организацию театрализованной игры, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми на различные темы, в том числе по прочитанным произведениям, речевые игры, отгадывание и сочинение описательных загадок, придумывание эпизодов рассказов, сказок, стихотворений или сочинение оригинальных небольших по объему произведений, знакомство с биографией писателей, анализ информации из различных источников. Познавательный интерес детей в области художественно-эстетического развития в первоначальном виде проявляется в исследовании предметов, позволяющих оставлять след на различных материалах. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен создавать выразительные образы в изобразительной, музыкальной деятельности, элементарном литературном творчестве. В подготовительной к школе группе ребенок способен понимать значение всех видов искусства в жизни человека. Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности. Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей. Поэтому необходимо соблюдать психолого-педагогические условия поддержания познавательной активности детей : опора на природную детскую любознательность; поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях; уважительное к ним отношение; опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей; обогащение предметно-пространственной среды. Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. Познавательное развитие - это именно то направление, определенное в ФГОС ДО, которое в большей степени раскрывает формирование познавательного интереса и познавательных действий детей. Это направление предполагает формирование представлений у детей из различных областей знаний: математики, географии, экологии и т. д. Именно поэтому для систематизации и обобщения этих знаний ребенку необходимо создать условия для активного его включения в разнообразные виды деятельности. Активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов.

Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или обучающих игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками,

настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность дошкольников. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

. актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия, собственно помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

. коллективность позволяет сплотить детский коллектив с нарушениями слуха в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зачастую более сложные;

. соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм :

они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми старшего дошкольного возраста, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше;

каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится и выбрать другую игру;

игра не урок, игровой прием, включающий детей старшего дошкольного возраста в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;

эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;

игра средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Нельзя применять дисциплинарные меры к детям старшего дошкольного возраста, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил, себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из программы.

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка с нарушениями слуха, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей старшего дошкольного возраста, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, их поведением.

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми старшего дошкольного возраста, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста : что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Дидактическая игра - это средство познания мира : через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей старшего дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. В жизни дошкольника дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть рабочее усилие и усилие мысли. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости старших дошкольников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно.

В результате теоретического анализа философской и психологической литературы мы определяем игру в широком смысле слова как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях

Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:

активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

закрепляет знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем. Современное дошкольное образование ставит задачу формирования системы знаний на высоком уровне теоретического обобщения. С овладением обобщенными теоретическими знаниями связано развитие познавательной активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности и самостоятельности детей для современного дошкольного образования является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения. Это объясняется тем, что овладение теоретическим обобщением обеспечивает дошкольнику активную позицию в изучении последующих вопросов учебного предмета. И чем шире сформированное обобщение, тем обширнее сфера его применения, возрастают творческие возможности дошкольников и потому растет и познавательный интерес к выполняемой работе. И не случайно, что повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развитие познавательной самостоятельности дошкольников рассматриваются в качестве взаимозависящих друг друга педагогических проблем.

Вместе с тем, дошкольная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что дидактические игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заместитель. Включать игровую деятельность в занятие для детей дошкольного возраста можно на этапе подготовки к изучению нового материала, непосредственно в ходе изучения нового, при закреплении и обобщении изученного.

При подготовке к изучению нового материала детьми старшего дошкольного возраста учебно-познавательное задание облекается в игровую форму. Задание связано, с одной стороны, с новым материалом, который предстоит изучать, а с другой стороны - с предстоящей игрой. Готовясь к игре, дети должны взять необходимую для ее проведения информацию из изучаемого материала. Таким образом, выполняя учебно-познавательное задание, дошкольники осваивают новый материал и в то же время принимают участие в игре или в ее подготовке.

На этапе собственно изучения нового материала дошкольниками средствами игры могут применяться разнообразные методы обучения: словесные (устное и печатное слово, наглядные, практические (в систематизации которых мы опираемся на классификацию по источникам знаний (А. А. Вагин, П. В. Гора и другие).

На этапе повторения и обобщения учебного материала также возможно использование различных дидактических игр, отражающих уровень знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Игры должны быть доступны детям, соотнесены с их индивидуальными и возрастными особенностями, наличием и сложной структурой имеющегося отклонения в развитии. При подборе дидактических игр необходимо придерживаться принципа постепенного усложнения материала: переходить к более сложным играм только тогда, когда ребенок овладел необходимыми навыками, способами действия.

Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста. Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.

С. А. Шмаков считает, что «лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития : импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В. М. Григорьева);

игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было (Л. С. Выготский);

в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;

игра - способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача;

игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

посредством игры рождается особый стиль взаимоотношений, при котором овладение знаниями становится уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и «обретение себя».

Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью.

• Установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения

• Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения.

Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра. Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.

Выводы

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить следующие определения познавательной активности : познавательная активность как психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи; готовность и стремление к энергичному освоению знаниями; умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата; проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания; личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.

Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста; развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; закрепляет знания, умения.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 18:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Галина Назарова (УИ 1261196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД