Получи документы

Развитие познавательной активности младших дошкольников

марина романенко
Развитие познавательной активности младших дошкольников

[Романенко М. Л. 2023г.

Ребенок младшего дошкольного возраста - настоящий исследователь. Стремление к познанию охватывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними - разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.

Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий.

Публикация «Развитие познавательной активности младших дошкольников» размещена в разделах

По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, чем ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях по сравнению с другими детьми, тем более продуктивной будет индивидуальная творческая деятельность ребёнка.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является основным видом деятельности в этом направлении у маленьких детей.

Познавательная активность направлена на :

- получение новых знаний, их усвоение

- овладение необходимыми умениями и навыками

- появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Для детей этого возраста характерен высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые дошкольники сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, необходимо всё время стимулировать их познавательную активность. Основой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные режимные моменты: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра и т. д. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает ребёнку о назначении предметов и явлений. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка способствует развитию его мышления, восприятия, речи и пониманию её, формированию умения обобщать.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и особенности, сходства и различия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, необходимо вести их от знакомства к пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин-тенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – это важнейшая психическая функция, которая обеспечивает ориентацию ребенка в окружающем.

Мышление детей данного возраста отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ребёнок считает, что все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана, поэтому легко теряют основную цель.

: Дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели, эта способность находится еще в стадии своего становления Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному признаку, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность. Они часто задают вопросы «почему?», «зачем?», «как?» и т. п. Их начинают интересовать причины разных явлений.

В процессе практической познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – полученные знания.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех видах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется в практике дошкольных учреждений, являются опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности детей и воспитателя.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В этом возрасте детей целесообразно подвести к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Для этого проводятся простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя появляются на дорогах. После таких наблюдений дети могут сделать выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «слепой» или «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению и лучшему запоминанию можно использовать стихи, потешки (З. Александрова «Дождик», русскую народную потешку «Дождик,дождик.» и др.)

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы целесообразно обратить внимание детей на то, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убеждаются, что дождь – это вода. Можно предложить сравнить воду из-под крана и из лужи, в результате чего дети делают вывод, что в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи вода для питья не подходит, зато в этой луже могут искупаться воробушки. На прогулке дети не раз наблюдали это.

С детьми можно провести ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды, в результате которых они узнают, что вода - жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Летом можно предложить после дождя потрогать воду в луже. Дети убеждаются, что вначале она холодная, а через определённое время становится теплее, делают вывод, что под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье. Летом она становиться тёплой, т. к. солнце её нагревает, можно купаться.

Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.

Зимой проводятся опыты со снегом. Если рассмотреть снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, можно сделать вывод, что снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предложить поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время разжать и посмотреть, что произошло? Почему исчезла снежинка? Можно также набрать снег в ведёрко и принести его в группу, понаблюдать,что будет со снегом в помещении.

В результате данных опытов, дети убеждаются, что снег в тепле тает, превращается в воду. В работе можно использовать чтение стихотворения Е. Благининой «Снежинка».

Ребята на прогулке с удовольствием ловят снежинки, рассматривают узоры, показывают друг другу. С большим интересом рассматривают сосульки, вместе с воспитателем проводят опыты по ознакомлении со свойствами льда: (рассматривание сосулек на цветной бумаге; какая сосулька на ощупь; постучи сосулькой; резные сосульки и т. д.)

Таким образом дети узнают, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.

Также полезно познакомить детей с переходом веществ из одного состояния в другое (вода-лёд-вода,

используя следующие опыты:1. превращение воды в лёд.

2. превращение льда в воду.

Очень любят дети экспериментирование с цветными льдинками. Они могут наблюдать, как разноцветные льдинки тают и превращаются в окрашенную воду.

После проведения ряда опытов дети могут легко ответить на разные вопросы, например, что произойдёт с сосулькой, если её занести в группу, опустить в банку с водой, взять в руку и т. п.

Также важно знакомить детей со значением дождя (воды, снега, льда) для живых организмов.

С помощью иллюстраций можно выяснить, где в природе встречается вода, для чего и как мы её используем, подвести к понятию, что воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран, не загрязнять водоёмы и т. д.

Например, снег помогает зайцу защищаться от врагов (заяц белый и снег белый, хищникам трудно увидеть его на снегу); Весной снег тает, т. к. солнце греет сильнее, чем зимой, превращается в воду, затем растения пьют её, доставая корешками из земли.

Лёд защищает рыб от замерзания, помогает людям безопасно передвигаться через реку. Можно рассмотреть картину «Зима», художник Б. Г. Гущин, прочитать стихотворения З. Александровой «Капель», «Снежок», И. Сурикова «Зима».

Исследовать можно разные объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Для этого проводятся опыты «Тонет – не тонет», «Сухой – мокрый», «Что легче, что тяжелее» и т. д. В процессе опытов дети определяют, что не все предметы тонут в воде, что сухой песок сыплется, а мокрый лепится. Например, можно предложить слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, в группах создаётся определённая развивающаяся среда, уголки экспериментирования. Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование: разнообразные емкости (кружки, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т. д.); шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые); измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); жгут, бинты, салфетки, пипетки; губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.

Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

К концу младшей группы у детей обогащается словарный запас, происходит интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начинают логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

В процессе работы, используя проведение опытов, можно убедиться в том, что в младшем возрасте у детей возможно сформировать дифференцированное представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность, дошкольников, развивая их познавательную активность.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности младших дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2023 в 10:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД