Папки-передвижки

Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»

Юлия Соловьева
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 155

«Центр развития ребенка – детский сад»

Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Занятие «Свойства воздуха»

Занятие подготовила и провела:

воспитатель

Соловьева Юлия Александровна

Кемерово 2015

Задачи:

1. Развивать и закреплять представления детей о свойствах воздуха.

2. Освоение действий экспериментирования.

Публикация «Развитие представлений об окружающем мире и о себе, Занятие „Свойства воздуха“» размещена в разделах

3. Развитие познавательной активности, интереса и мотивации к познанию.

Материалы к занятию :

- спринцовка – 8 штук;

- мыльные пузыри, песок, вода;

- плоские тарелки – 8 штук;

- глубокие тарелки – 8 штук;

- вертушка – 8 штук;

- воздушные шарики – 8 штук;

- фен, пылесос, разрезная картинка «цирк», клеёнка.

Ход занятия.

- Здравствуйте, девочки и мальчики.

Приглашаю вас сходить со мной в цирк, но для этого нужны билеты.

(Раздаю картинки по количеству детей)

- Положите свои билетики на ковре и посмотрите, что получится.

- Клоун жонглирует воздушными шарами.

- Чем заполнен шарик?

- Воздухом.

- Где вы видели воздух?

(Ответы детей)

- Как узнать, что он внутри нас?

(Ответы детей)

- Думаю, настал момент это проверить.

(На столе лежат 8 вертушек)

- Возьмите вертушки. Подуйте на них сначала тихо, а затем сильнее.

- Когда вертушка вращалась быстрее?

- Когда мы дули на неё сильнее.

- А теперь надуйте воздушный шарик?

(Шарик надуваем, но не завязываем, один отпускаем)

- Почему шарик улетел?

- Потому что мы его не завязали, а воздух из него вышел.

- Молодцы. Как называется этот электрический прибор.

- Пылесос.

- Подставьте свою руку к щётке. Что вы ощущаете?

- Её засасывает.

(Подходят к корпусу пылесоса)

- Отсюда дует холодный воздух.

- Кто дует сильнее (имя) или пылесос?

- Каким же может быть воздух?

- Сильным, холодным.

(Показываю фен)

- Что это?

- Фен. Он сушит волосы.

- Какой воздух дует из фена?

- Горячий.

- С этими заданиями вы справились.

(Подходим к столу)

- Что вы видите в тарелочках?

- Вода и песок.

- Это медицинская груша.

- Возьмите «грушу» и, держа её над песком, нажмите. Что вы заметили?

- Частички песка разлетаются по сторонам и образуют воронку.

- Почему так происходит?

- В медицинской груше есть воздух.

- Держим «грушу» над водой и нажимаем на неё.

- Что вы видите?

-На воде расходятся круги.

- Откуда они?

- Воздух, который выходит из груши, разгоняет воду.

- Правильно. Опустите наконечник «груши» в воду и нажмите.

- На воде появляются пузыри.

- Это и есть воздух.

- Мы с вами побывали в цирке, научились самостоятельно выполнять фокусы.

Давайте повторим, каким может быть воздух?

- Сильный, лёгкий, холодный, горячий, невидимый.

- Спасибо за вашу хорошую работу на занятии.

А теперь сюрприз. Возьмите в руки стаканчики и соломинки и подуйте (дети дуют в соломинки, образуя в стаканчиках с водой пузырьки).

Занятие заканчивается пусканием мыльных пузырей.

Самоанализ занятия

Основная идея проведения данного развивающего занятия – создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности детей 4-5 лет. Данный вид познавательной деятельности выделен нами на основе существующего в психологической науке деления деятельности на продуктивную и непродуктивную. Поисково-исследовательская познавательная деятельность представляет собой продуктивный вид человеческой деятельность, целью которой является процесс познания.

Мы выделяем особую роль поисково-исследовательской деятельности для развития умственных способностей детей 4-5 лет, поскольку в данном виде познавательной деятельности взаимосвязаны мыслительные и практические действия. В процессе организации деятельности данного типа у детей среднего дошкольного возраста развиваются следующие виды умственных способностей:

во-первых, способность целенаправленно рассматривать, исследовать предметы, анализировать их: расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей в целом;

во-вторых, способность сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное;

в-третьих, способность к обобщению и умозаключениям;

в-четвертых, способность к решению познавательных задач.

Построенное на основании изложенных теоретических положений занятие было нацелено на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в развивающих занятиях данного типа выдерживается как бы двойная логика развития : с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.

Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «сотворяет» вместе со взрослым. Поэтому в процессе занятия мною была организована деятельность детей, в процессе которой был передан детям опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучения.

Занятие ориентировано именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А. В. Запорожца об ампли-фикации, т. е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам и т. д., а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности. Взрослый помогает ребенку найти культурные способы решения подобных проблем.

В дошкольной педагогике особое место в жизни дошкольника занимает игра, ведущая деятельность в этом возрасте. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы - неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста. Поэтому в занятие включены и элементы игры (путешествие в цирк, превращения воспитателя в волшебника-фокусника и д. т.).

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта. Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного заместителя, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование (дети в процессе занятия ищут воздух в знакомых вещах, которые окружают их повсюду). Задача педагога на занятии - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, Только затем (на последующих занятиях) взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для данного понятия (в данном случае – воздуха).

Что касается методов обучения, использованных в процессе занятия, то были использованы:

- Словесные методы (рассказ, объяснение, элементы беседы)

- Наглядные методы (наблюдение, демонстрация)

- Практические методы (практическая деятельность в процессе эксперимента).

Выбор методов был обусловлен логикой изложения учебного материала и задачами занятия, а также индивидуальными особенностями детей данной подгруппы.

Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества, на наш взгляд, определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания в процессе организации занятия, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности.

Немаловажно, на наш взгляд, и сотрудничество детей друг с другом в процессе занятия. Сотрудничество детей друг с другом было выражено в умении умение распределять атрибуты для экспериментирования, договориться друг с другом, соблюдать элементарные правила по отношению друг к другу т. д.

Трудности, возникшие при подготовке и проведении занятия :

1. Технические трудности, возникшие в результате неточностей в подборе или изготовлении материалов для занятий.

2. Трудности хода проведения занятия (неточности в инструкциях, даваемых детям; избыточность специальных терминов в разговоре с детьми; перегрузка детей информацией).

Сводная карточка анализа вопросов, задаваемых воспитателем на занятии по развитию мыслительной деятельности детей

(по результатам анализа занятия педагогами МДОУ № 155: О. Ф. Григорьевой, Т. П. Трубачевой, Я. А. Абрамовой)

Критерии анализа вопросов воспитателя Уровни оценок

высокий средний низкий

1. Содержат ли вопросы конкретную и понятную

мысль, выраженную в

краткой и четкой форме?

+

2. Активизируют ли восприятие ребенка, способствуя лучшему усвоению нового материала и связыванию его с имеющимся личным опытом?

+

3. Стимулируют ли развитие

сообразительности ребенка, критичности и самостоятельности его мысли?

+

4. Направляют ли внимание

ребенка на отыскивание и

называние в определенной

последовательности

сначала таких признаков

предмета или явления,

которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов с окружающей средой, которые ребенок воспринимает опосредованно?

+

5. Направляют ли внимание

детей на сравнительный

анализ предметов и явлений?

+

6. Стимулируют ли образование доступных обобщений, усвоение навыков классификации?

+

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Хороши малыши» (вторая младшая группа) Тема: Хороши малыши. Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Группа: Вторая младшая. Форма проведения: Путешествие.

Использование информационно-компьютерных технологий при формировании представлений об окружающем мире (из опыта работы) Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в образовательный процесс информационно-компьютерных технологий. Практика.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого. Задачи: -развивать познавательную активность в процессе.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них Консультация для педагогов Тема: Формирование представлений у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы,.

НОД по познавательному развитию «Моя семья»НОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель: - формировать представление о семье, родственных отношениях. - активизировать в речи слова: родители, брат, сестра, сильный, смелый,.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Свойства воздуха» МБ ДОУ Тагаевский детский сад Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе По теме: «Свойства.

Тема: «Свойства воздуха». Тема: «Свойства воздуха». Цель. Закрепление ранее пройденного материала. Показать значение воздуха в жизни человека. Использование свойств.

Занятие в старшей группе «Свойства воздуха» Занятие в старшей группе «Свойства воздуха». Программное содержание: познакомить детей со свойствами воздуха (не виден, не имеет запаха,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Занятие «Свойства воздуха»
Опубликовано: 21 сентября 2015 в 10:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД