Папки-передвижки

Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности

Тимошенко Ольга Германовна
Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое «социально-коммуникативное развитие ребенка», если выразить это несколькими словами – это вхождение его в общество и умение общаться в нем. Поэтому мы должны дать ребенку не только базовые знания о предметах, явлениях, правилах поведения в обществе, но и научить общаться, вести диалоги, слушать и слышать сверстников и взрослых.

Публикация «Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности» размещена в разделах

В последнее время наблюдается такая тенденция в группах компенсирующей направленности – дети стали «плохо слышать», и не из-за проблем со слухом, а прежде всего из-за рассеянного внимания, они часто абстрагируются, «уходят в свой мир», их стало трудно мотивировать на любую деятельность, приходится неоднократно повторяться, призывая их к чему-либо. Т. е. у детей нет или слабое умение сосредотачиваться на речи взрослого, без которого невозможно слушать и понимать эту речь. Кроме того, часто нарушением слухового внимания страдают дети с гиперактивностью, двигательная активность и возбудимость которых превышает норму, являясь неадекватной и непродуктивной. В дальнейшем такие дети будут не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития слухового речевого внимания.

В связи с вышесказанным мы стали проводить с детьми игры и упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. Эти игры способствуют развитию не только фонематического восприятия, но и учат играть, соблюдать правила, отражать в игре впечатления, полученные из жизни.

Перечислим некоторые из них:

• Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания. Например : прикрой ладонями глаза; подними левую руку, согни правую ногу; правой ладонью прикрой левое ухо; поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс и т. д.

• Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или картинок. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор. Например : Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадет вода, его надо просушить. Его трудно уронить, потому что он всегда находится внизу (туфелька). Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием (мяч).

• Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА», «ПОЖАЛУЙСТА», или «ПОКАЖИ» и т. п. Например :

- Просьба, подними руки вверх.

- Руки вверх.

- Просьба, руки в стороны.

- Присядь.

Эти игры несут в себе и этическую нагрузку. Мы пробовали произносить фразы со словами «прошу» или «пожалуйста» мягким, спокойным голосом, без них – грубо, громко.

По такому же принципу можно проводить подготовку к сюжетно-ролевым играм, закрепляя предметное окружение, правила безопасности, правила поведения в обществе. Например :

• Игра «Хорошо – плохо». Воспитатель называет правила поведения; ребенок поднимает руки, если услышит «хороший поступок», если «плохой» - приседает на корточки :

- отбирай игрушки у малыша;

- помоги малышу одеться;

- ешь конфеты и шелести фантиками во время спектакля;

- громко кричи в группе и т. п.

• К игре «Магазин» поиграть с детьми в «Съедобное – несъедобное», но не с мячом, как мы обычно делаем, а на слух (поднеси ладошки ко рту, если услышишь съедобный продукт, если несъедобный – убери руки за спину).

• Для закрепления правил безопасного поведения на улице, в транспорте и для сюжетно-ролевой игры «Автобус». «Шоферы» можно поиграть в игру, где взрослый называет действия (или явления, которые необходимо соблюдать и опасные. Дети при этом также выполняют какие-либо движения (поворачиваются спиной, подпрыгивают, хлопают в ладоши и др.) :

- переходи улицу на красный свет;

- уступай место в транспорте пожилым;

- громко кричи в автобусе;

- играй на дороге в мяч и т. п.

• Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Больница», «Доктор», воспитатель придумывает фразы, где закрепляет действия пациента и врача; можно поменять их действия местами, чтобы поднять настроение детей, привлечь к желанию слушать еще внимательней. Например :

- больной лечит доктора;

- доктор кашляет на больного;

- мама выписывает рецепт врачу и тр.

Все эти игры можно использовать в качестве физкультминуток.

Развивая слуховое речевое внимание с помощью таких игр, мы проводим подготовительный этап к социально-коммуникативному развитию дошкольников, расширяем и закрепляем знания детей, с помощью которых любая игра будет интересной и насыщенной.

Подобные игры приблизят нас к выполнению одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения - чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Картотека игр для развития внимания и памятиКартотека игр для развития внимания и памяти Картотека игр на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 16:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Ольга Германовна (УИ 2074313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД