Тимошенко Ольга Германовна
Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое «социально-коммуникативное развитие ребенка», если выразить это несколькими словами – это вхождение его в общество и умение общаться в нем. Поэтому мы должны дать ребенку не только базовые знания о предметах, явлениях, правилах поведения в обществе, но и научить общаться, вести диалоги, слушать и слышать сверстников и взрослых.
Публикация «Развитие речевого слухового внимания и памяти посредством игр социально-коммуникативной направленности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В последнее время наблюдается такая тенденция в группах компенсирующей направленности – дети стали «плохо слышать», и не из-за проблем со слухом, а прежде всего из-за рассеянного внимания, они часто абстрагируются, «уходят в свой мир», их стало трудно мотивировать на любую деятельность, приходится неоднократно повторяться, призывая их к чему-либо. Т. е. у детей нет или слабое умение сосредотачиваться на речи взрослого, без которого невозможно слушать и понимать эту речь. Кроме того, часто нарушением слухового внимания страдают дети с гиперактивностью, двигательная активность и возбудимость которых превышает норму, являясь неадекватной и непродуктивной. В дальнейшем такие дети будут не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития слухового речевого внимания.
В связи с вышесказанным мы стали проводить с детьми игры и упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. Эти игры способствуют развитию не только фонематического восприятия, но и учат играть, соблюдать правила, отражать в игре впечатления, полученные из жизни.
Перечислим некоторые из них:
• Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания. Например : прикрой ладонями глаза; подними левую руку, согни правую ногу; правой ладонью прикрой левое ухо; поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс и т. д.
• Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или картинок. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор. Например : Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадет вода, его надо просушить. Его трудно уронить, потому что он всегда находится внизу (туфелька). Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием (мяч).
• Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА», «ПОЖАЛУЙСТА», или «ПОКАЖИ» и т. п. Например :
- Просьба, подними руки вверх.
- Руки вверх.
- Просьба, руки в стороны.
- Присядь.
Эти игры несут в себе и этическую нагрузку. Мы пробовали произносить фразы со словами «прошу» или «пожалуйста» мягким, спокойным голосом, без них – грубо, громко.
По такому же принципу можно проводить подготовку к сюжетно-ролевым играм, закрепляя предметное окружение, правила безопасности, правила поведения в обществе. Например :
• Игра «Хорошо – плохо». Воспитатель называет правила поведения; ребенок поднимает руки, если услышит «хороший поступок», если «плохой» - приседает на корточки :
- отбирай игрушки у малыша;
- помоги малышу одеться;
- ешь конфеты и шелести фантиками во время спектакля;
- громко кричи в группе и т. п.
• К игре «Магазин» поиграть с детьми в «Съедобное – несъедобное», но не с мячом, как мы обычно делаем, а на слух (поднеси ладошки ко рту, если услышишь съедобный продукт, если несъедобный – убери руки за спину).
• Для закрепления правил безопасного поведения на улице, в транспорте и для сюжетно-ролевой игры «Автобус». «Шоферы» можно поиграть в игру, где взрослый называет действия (или явления, которые необходимо соблюдать и опасные. Дети при этом также выполняют какие-либо движения (поворачиваются спиной, подпрыгивают, хлопают в ладоши и др.) :
- переходи улицу на красный свет;
- уступай место в транспорте пожилым;
- громко кричи в автобусе;
- играй на дороге в мяч и т. п.
• Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Больница», «Доктор», воспитатель придумывает фразы, где закрепляет действия пациента и врача; можно поменять их действия местами, чтобы поднять настроение детей, привлечь к желанию слушать еще внимательней. Например :
- больной лечит доктора;
- доктор кашляет на больного;
- мама выписывает рецепт врачу и тр.
Все эти игры можно использовать в качестве физкультминуток.
Развивая слуховое речевое внимание с помощью таких игр, мы проводим подготовительный этап к социально-коммуникативному развитию дошкольников, расширяем и закрепляем знания детей, с помощью которых любая игра будет интересной и насыщенной.
Подобные игры приблизят нас к выполнению одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения - чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.