Получи документы

Развитие речевой активности посредством cказкотерепии.

Ольга Гончарова
Развитие речевой активности посредством cказкотерепии.
▼ Скачать + Заказать документы

1. Условия формирования опыта.

По данной теме мною была подобрана и изучена литература:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст] : СПб. : “Каро”, 2005г

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.

3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006. Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии. - Санкт - Петербург. 2010.

5. Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.

6. Конвенция о правах ребенка.

Публикация «Развитие речевой активности посредством cказкотерепии,» размещена в разделах

7. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В. М. 1987.

8. Макунина Е. Придумываем истории и сказки. Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с. 35.

9. Нищева Н. В. Развивающие сказки [Текст] : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

10. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.

11. Сакович Н. А. Практикасказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

12. Стишенок И. В. Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

. Шорохова О. А. Играем в сказку. - М. 2006.

13. Шорохова Играем в сказку [Текст] : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008 г

14. www.cka3ka-pro.ru

2. Теоретическая база опыта.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии нормативно – правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Основная общеобразовательная программа детского сада», на основе личностно – ориентированной модели обучения и воспитания. Создаются условия (общеобразовательные программы, развивающая среда, личный профессионализм, обеспечивающие готовность детей с ОНР к следующей ступени образования, полноценное развитие личности : эмоциональной сферы, творчества, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

3. Актуальность и перспективность.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности, принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).

4. Новизна опыта

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

5. Адресность опыта.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями, студентами педколледжей и педвузов.

6. Технологии опыта

Методы: целенаправленное наблюдение текста; описание по прочтению текста; “интерьер” сказки; создание иллюстраций к отдельным эпизодам; лепка сказочных персонажей; изготовление карнавальных масок; волшебных атрибутов; отбор иллюстраций к ранее прочитанным книгам; разыгрывание сценок из сказок; литературные театры: драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок; прослушивание музыкальных произведений; выставка книг писателей; сочинение рассказов от лица одного из герое произведения;домысливание судьбы героев; рассказывание о любимой сказке; тематические беседы о прочитанном, об авторе, о жанре; беседа о литературных героях, задача которых – развивать художественные ассоциации; беседа о жанре; эксперимент с художественным образом; игры “Герои среди нас”.

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику (к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации).

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

Приё мы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии :

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок ( групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Сказку можно сложить из ткани.

Сравнение. Игра в сравнения: «Кто на кого похож?» «Что на что похоже?»

Сказки имеют запахи. Проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.

Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”

7. Результативность опыта.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: - создание коммуникативной направленности речевых высказываний; - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии.

Сказку можно сложить из ткани. Я вместе с детьми стала на столе изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на столе расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.

Игры – беседы с персонажами сказок. После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.

Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий

Игра – драматизация Кто на кого похож

Следующий этап в работе во втором полугодии старшей группы - это игра - драматизация, игра - инсценировка. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе над ним.

Кукольный театр

Сказка и музыка.

Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам). Музыка способна лечить - это уже многократно доказано учеными медиками всего мира. Музыка- основа гармоничного развития личности.

В героев можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы подбираем музыку.

Эксперимент с художественным образом игры «Герои среди нас»

Показ иллюстраций

Разыгрывание сценок из сказок

Рисование и аппликация сказочных персонажей

Я стремлюсь прожить сказку вместе с детьми, задействовав все органы его чувств. Когда начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому вместе с детьми после чтения сказки стали рисовать, делать аппликации, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование и аппликация помогает понять нравственные стороны, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.

Различные виды театров

Публикации по теме:

Долгосрочный педагогический проект «Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий» МБДОУ Курагинский детский сад №7 «Рябинка» комбинированного вида Долгосрочный педагогический проект: «Развитие познавательной активности.

Обобщение опыта «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе реализации сюжетно-ролевых игр» Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие» в младшей группе Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» В рамках данного проекта проводилась работа по следующим подпроектам. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание из личного опыта «Новый.

Развитие познавательно-исследовательской активности ребенка дошкольного возраста посредством инновационной развивающей среды .

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной работы Сoвременные дети живут и развиваются в эпoху инфoрматизации. Услoвия жизни быстрo меняются и oт челoвека требуют не тoлькo владения знаниями,.

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведений На современном этапе повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности детей дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой.

Развитие речевой активности дошкольников посредством театрализованной игры «Развитие речевой активности дошкольников по средством театрализованной игры» (Вступление) Овладение родным языком является одним из важных.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ""Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности посредством cказкотерепии.
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 19:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности посредством cказкотерепии.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гончарова (УИ 88438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД