Ольга Гончарова
Развитие речевой активности посредством cказкотерепии.
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия формирования опыта.
По данной теме мною была подобрана и изучена литература:
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст] : СПб. : “Каро”, 2005г
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
4. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006. Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии. - Санкт - Петербург. 2010.
5. Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.
6. Конвенция о правах ребенка.
Публикация «Развитие речевой активности посредством cказкотерепии,» размещена в разделах
7. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В. М. 1987.
8. Макунина Е. Придумываем истории и сказки. Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с. 35.
9. Нищева Н. В. Развивающие сказки [Текст] : Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
10. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.
11. Сакович Н. А. Практикасказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.
12. Стишенок И. В. Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.
. Шорохова О. А. Играем в сказку. - М. 2006.
13. Шорохова Играем в сказку [Текст] : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008 г
14. www.cka3ka-pro.ru
2. Теоретическая база опыта.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии нормативно – правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Основная общеобразовательная программа детского сада», на основе личностно – ориентированной модели обучения и воспитания. Создаются условия (общеобразовательные программы, развивающая среда, личный профессионализм, обеспечивающие готовность детей с ОНР к следующей ступени образования, полноценное развитие личности : эмоциональной сферы, творчества, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России.
Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.
Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
3. Актуальность и перспективность.
Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности, принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).
4. Новизна опыта
Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
5. Адресность опыта.
Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями, студентами педколледжей и педвузов.
6. Технологии опыта
Методы: целенаправленное наблюдение текста; описание по прочтению текста; “интерьер” сказки; создание иллюстраций к отдельным эпизодам; лепка сказочных персонажей; изготовление карнавальных масок; волшебных атрибутов; отбор иллюстраций к ранее прочитанным книгам; разыгрывание сценок из сказок; литературные театры: драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок; прослушивание музыкальных произведений; выставка книг писателей; сочинение рассказов от лица одного из герое произведения;домысливание судьбы героев; рассказывание о любимой сказке; тематические беседы о прочитанном, об авторе, о жанре; беседа о литературных героях, задача которых – развивать художественные ассоциации; беседа о жанре; эксперимент с художественным образом; игры “Герои среди нас”.
В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику (к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации).
В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).
Приё мы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка
В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
Рассказывание сказок ( групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).
Сказку можно сложить из ткани.
Сравнение. Игра в сравнения: «Кто на кого похож?» «Что на что похоже?»
Сказки имеют запахи. Проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.
Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”
7. Результативность опыта.
Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: - создание коммуникативной направленности речевых высказываний; - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии.
Сказку можно сложить из ткани. Я вместе с детьми стала на столе изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на столе расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.
Игры – беседы с персонажами сказок. После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.
Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий
Игра – драматизация Кто на кого похож
Следующий этап в работе во втором полугодии старшей группы - это игра - драматизация, игра - инсценировка. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе над ним.
Кукольный театр
Сказка и музыка.
Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам). Музыка способна лечить - это уже многократно доказано учеными медиками всего мира. Музыка- основа гармоничного развития личности.
В героев можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы подбираем музыку.
Эксперимент с художественным образом игры «Герои среди нас»
Показ иллюстраций
Разыгрывание сценок из сказок
Рисование и аппликация сказочных персонажей
Я стремлюсь прожить сказку вместе с детьми, задействовав все органы его чувств. Когда начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому вместе с детьми после чтения сказки стали рисовать, делать аппликации, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование и аппликация помогает понять нравственные стороны, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.
Различные виды театров