Лучший педагог года

Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме

Татьяна Адасенко
Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме

Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью.

Публикация «Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме» размещена в разделах

Л. С. Выготский утверждал, что «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».

Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым - мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Коммуникативное становление личности в этот период носит до некоторой степени стихийный характер. А. М. Леушина, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Особую роль приобретают устные формы коммуникации (говорение и слушание).

Исследования И. А. Зимней показывают, что в этом возрасте происходят не только количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, совершенствование отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и качественные проявления в своем коммуникативном развитии, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Другими словами происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности.

В этом возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей от правильного использования которых существенно зависит своевременное овладение связной монологической речью.

Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.

В овладении внешней стороной речи ребенок сначала произносит слова, затем предложения из двух слов, затем из трех-четырех, из простой фразы постепенно развивается сложная фраза, и только через несколько лет ребенок овладевает сложным предложением, главными и придаточными частями этих предложений, составляющих более или менее связный рассказ.

Коммуникативные задачи описания и объяснения начинают опознаваться дошкольниками как самостоятельные формы воздействия. В ролевой игре развиваются новые формы речевого высказывания : инструктирующие, повествующие и другие. Ребенок вырабатывает умение ориентировать свое высказывание на различных партнеров и разные ситуации общения.

Дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

С. Н. Карпова, Э. И. Труве выделяют два разряда слов, усвояемых детьми:

1) активный запас слов. В него входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь;

2) пассивный запас слов. К нему относятся слова, которые ребенок понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят.

Однако, как показывает практика, один и тот же ребёнок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.

А. И. Максаков отмечает, что для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3 - 7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).

Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%).

В 6-7 лет у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу.

У значительного числа детей старшего дошкольного возраста в самостоятельных высказываниях заметно возрастает число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Дети 6-7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т. е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. В высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в старшем дошкольном возрасте становятся регулятором поведения детей.

В самостоятельных высказываниях детей 6-7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи.

В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого Н. В. Новотворцева видит в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю.

В старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40%) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо - плохо») и прилагательных «хороший» - «плохой».

Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения коммуникативных задач : как поприветствовать, попрощаться, как выразить просьбу, как вести диалог по телефону; что значит быть внимательным слушателем и т. д. В связи с этим у детей развиваются следующие речевые умения :

- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т. п.);

- ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

- владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т. п. ;

- внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

- соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной.

Исследование А. М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.

Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Развитие коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста происходит в процессе освоения словарного запаса, грамматического строя родного языка и приобретения сенсорного опыта. Смысловое значение речи формируется на основе фонематического слуха и речедвигательного анализатора, в частности голосового аппарата, и зависит от зрения и слуха.

Можно выделить следующие особенности развития коммуникативной функции речи в старшем дошкольном возрасте :

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- регуляция речи становится произвольной;

- богатый словарь;

- дифференцированный отбор языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения;

- появляются связные формы речи (монологическая и диалогическая,

- устная речь характеризуется краткостью и простотой построения предложений, бессоюзными соединениями, возрастает ее выразительность;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- из всех форм устного общения у дошкольника более всего развиты задачи сообщения, описания, и вопроса;

-коммуникативная функция речи развивается во взаимодействии с интеллектуальной и регулирующей.

- речевая активность значительно снижается.

Публикации по теме:

Конспект итогового мероприятия по речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в страну звуков» Тема: «По дороге в страну звуков» Цель: закрепить знания о звуках Задачи: - совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового,.

Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный.

Применение игровой обучающей ситуации в формировании познавательно — речевой активности детей старшего дошкольного возраста Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития будущих школьников. Поиск новых.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка Автор: Уткина Ирина Александровна Организация: ГБДОУ д/с № 5 Населенный.

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями сталкиваются.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по.

Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста Память можно определить, как запоминание, сохранение, воспроизведение (забывание).

Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного.

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 21:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД