Лучший педагог года

Развитие речи детей дошкольного возраста

Татьяна Муратова
Развитие речи детей дошкольного возраста

«Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

Аристотель.

Актуальность.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Одна из них – это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как воспитателя меня очень волнует эта тема и я уделяю ей большое внимание. Я считаю её важной, потому что ребёнок – это личность и от решения этой проблемы зависит дальнейшая судьба ребёнка в обществе, в общении с окружающими, его степень социализации в обществе. И если не решить его проблему в детском саду, то, как же ребёнок пойдёт в школу?

Целью моей работы является развитие речи детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы.

Исходя из этой цели поставила следующие задачи:

1. Формировать грамматический строй речи, связную речь детей

2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.

3. Развивать и обогащать словарный запас; развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками; умение пользоваться в своей речи антонимами и синонимами.

4. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

Эти задачи я решаю через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине с использованием нетрадиционных форм.

Одной из таких форм являются мнемотаблицы, они служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Для их изготовления не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту. В своей работе использую мнемотаблицы для:

-обогащения словарного запаса

-при формирования умений составления рассказов

-при пересказе художественной литературы

-при отгадывании и отгадывании загадок

-при заучивании стихотворений

Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы при одевании на прогулку, формирования культурно-гигиенических навыков.

Опираясь на опыт педагогов, Выготского, Леонтьева, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Детям очень интересна эта форма работы.

При использовании технологий моделирования и проигрывания сказок (автор Ткаченко Т. А., с целью формирования вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи. Это способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка.

Предметное моделирование : плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений); иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества; Разработала игры «Дорисуй животное» Цель: создавать образы на основе схематического изображения. Моделирование детских сказок, стихотворений – в этом случае я предложила детям условные заместители персонажей: геометрические фигуры наиболее близкие данным персонажам. Дети быстро выкладывают сказку (хорошо знакомую) и рассказывают её без труда. Кто затрудняется, с тем веду индивидуальную работу.

Для формирования слоговой структуры слова использую технологию (Автор Н. В. Нищева, с целью формирования средств коммуникации через дидактические, сюжетно-ролевые игры, упражнения по звуковой культуре речи. Это делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры, например,

Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин» направлена на закрепление умений делить слова на слоги, закреплять в словаре название цветов. Развивать речь, мышление, внимание, фонематический слух, её можно использовать и как дидактическую с использованием карточек.

Дидактическая игра «Три линейки» направлена на формирование умений в делении слов на слоги, в определении количества слогов в слове; в нахождении картинок, в названии которых определённое количество слогов. Развивать речь, внимание, мышление.

Также в своей работе пользуюсь здоровьесберегающими технологиями. Применяю их не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах, например, для развития речевого дыхания и мелкой моторики рук в моей группе есть: различные семена для выкладывания картин, трубочки и стаканы, счётные палочки, палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, шипованные мячики, сосновые шишки и многое другое, которые применяю в развивающих играх, например. «Цепочка слов», «Слова наоборот», «Синонимы». Всё это оборудование создаёт у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со сверстниками, так и с взрослыми.

В группе речевое развитие проходит через все зоны. (зона физического развития и т. д). Имеется картотека дидактических игр, направленных на развитие речи детей; на развитие связной речи, на развитие словаря, на развитие правильного произношения, на развитие силы голоса и т. д.

Вношу новое в свою работу: дополнительная программа «Развитие связной речи» к программе «Детство» О. Ушаковой ознакомление с художественной литературой дошкольников. В этой программе ведё тся моделирование детских произведений: сказок, рассказов, стихотворений. Хочу несколько слов сказать о картах знаменитого фольклориста Проппа, он изучил волшебные сказки и проанализировал их структуру и согласно его системе, можно приступать к сочинению сказок. Но для начала нужно пройти подготовительные игры. Эти игры у нас проходят замечательно, с большим интересом, например, задаю детям вопросы:

-на чём можно отправиться за тридевять земель? -…. на ковре самолёте, в сапогах – скороходах, на сером волке;

-что помогает указать дорогу? – …пёрышко, клубочек, колечко;

-вспомните помощников, выполняющих любые желания – ….двое из ларца, джинн из бутылки.

Зная ответы на эти вопросы, дети уже стараются, пытаются сочинять сказки. У них активизируется внимание, фантазия, творческое воображение.

Мы знаем, что работа будет наиболее результативной, если она одновременно ведётся и педагогом, и родителями. Для их привлечения к образовательному процессу провожу консультации, индивидуальные беседы, тематические выставки, информационные стенды, папки – передвижки. Для родителей оформила рубрику дидактических игр, игр направленных на развитие мелкой моторики рук. «Поиграем дома», «Игры на кухне», «Не отрываясь от дел».

Вывод: Сложившаяся система работы в моей группе по развитию речи дает возможность дошкольникам удовлетворять коммуникативную потребность, проявлять творческую активность, самостоятельность, у детей формируется грамматический строй речи, развивается связная речь, появляется интерес к языку.

Закончить представление своего опыта работы мне бы хотелось словами Елены Щукиной

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней, чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Публикации по теме:

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» В детском саду дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой.

Развитие речи детей дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор: Барабанова Ольга Николаевна МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая речь – важный показатель общего развития ребенка Автор: Уткина Ирина Александровна Организация: ГБДОУ д/с № 5 Населенный.

Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Слайд 1 ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ? Существует несколько.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста» Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 18:19
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД