Папки-передвижки

Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии с использованием лего-конструктора

Александра Депутатова
Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии с использованием лего-конструктора

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии с использованием лего-конструктора» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами – нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и, как следствие, не сформированность связной речи ребенка.

Социальные проблемы заключаются в развитии современных технологий. Ребенка окружает большой объем информации в виде телевизоров, аудио, планшетов и сотовых телефонов с выходом в интернет. В современном мире младенец с сотовым телефоном активно просматривающий видео каналы никого не удивит. Однако, находясь в этом переполненном информацией окружающем мире, ребенок лишен простого человеческого общения, что негативно сказывается на развитии связной речи.

Развитие активной речи детей на сегодняшний день является актуальным по ряду причин:

1) сензитивность детей от 1 года до 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) растущее число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны, как родителей, так и педагогов.

К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Известные советские ученые Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста. Ряд дидактов (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе) выделяли три группы методов: наглядные, практические, словесные.

Одним из самых эффективных способов является практический метод организации детей раннего дошкольного возраста. К группе практических методов относится игровой - в данном случае игры с конструктором Лего. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра, а именно игры с Лего обеспечивают динамичность обучения.

Цель:

Формирование и совершенствование речи детей, усвоение детьми разговорного языка, развитие всех сторон речи посредством Лего-конструктора.

Задачи:

- Вызвать положительные эмоции для сближения и доверия между педагогом и детьми для более эффективного взаимодействия в процессе ненавязчивого обучения развитию речи.

- Познакомить детей с Лего-конструктором и возможностями конструирования.

- Развитие мелкой моторики рук.

-Расширение словарного запаса.

-Развитие коммуникативных навыков.

- Применение активной речи в ходе конструирования по образцу.

- Развитие навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.

- Развитие речи в сюжетно ролевых играх с Лего самостоятельно, с педагогом, со сверстниками.

- Развитие словаря посредством применения конструктора в дидактических играх, тематических беседах, подвижных играх, наблюдениях, театрализованных играх.

- Проведение консультации родителей на тему создание «Лего книги»

Пособия, оборудование и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов.

Конструкторы Лего широко используются в ДОО. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков. Лего можно использовать во всех образовательных областях, как игру-конструирование, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности, а так же дома с родителями.

Наряду с развитием мелкой моторики осваиваются навыки общения во время игры. Ребёнок знакомится с новыми словами, фразами. Когда ребёнок заинтересован в процессе игры, тогда гораздо проще развивать его речь.

В ходе Лего-конструирования с детьми постоянно ведётся речевая работа.

Какие же дидактические игры и упражнения с использованием Лего-элементов можно применять для развития речи детей?

Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативных функций. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь.

Игра «Кто потерял хвостик», детям дают два-три животных разного цвета и детали такого же цвета, будущие хвостики, дети находят, где, чей хвостик. Педагог помогает правильно озвучить работу выполняемую детьми – «это хвостик кошечки, присоединим его, какой красивый котёнок у нас получился, как он разговаривает, что любит, где у него глазки и т. д.»

Игра «Что делает Ваня?». Детям раздают по Лего куколке и по предмету, с которым можно осуществить какое-то действие. Например, Ваня сидит на стуле, Ваня едет на машине и т. д. Дети по примеру педагога должны осуществить действие и озвучить его. Далее ребята меняются игрушками и так несколько раз, каждый раз педагог в случае неудачи помогает сформулировать мысль ребёнка, соответственно действия повторяются и закрепляются участниками игры.

Игра «Строитель». Малышам раздают по Лего-куколке и по три кирпичика одного цвета. Педагог говорит, что будем играть в строителей, и каждый строитель должен построить свою башенку. Своим примером показывает, что кирпичика три, и они собираются друг на друга. Когда работа сделана, педагог говорит, какого цвета башенка получилась у него, и спрашивает какого цвета башенки у ребят. Так закрепляется знание цветов. На следующем занятии башенки строятся разного размера и закрепляются понятия «выше-ниже», «больше-меньше». Ещё одно задание для строителей, это строительство башенки разного цвета, но по образцу педагога, для изучения и закрепления предлогов «на-за», «над-под». Пример: Какой кубик на красном кубике? Какой кубик под синим кубиком?

Игра «Орнамент». Небольшой узор из деталей конструктора, который детям нужно повторить. Дети думают, работают руками, спрашивают, сравнивают, помогают тем, у кого не получилось, и совместно с педагогом рассматривают полученный результат. Развитие речи идёт непосредственно в ходе занятия. «Таня возьми красный кирпичик. Лена поменяй кирпичики местами, вот этот сверху, а этот пониже и т. д.»

Конструирование по образцу. Работа по схеме. Детям предлагается собрать, например уточку, рыбку и т. д. по схеме, изображённой на карточке. Для этого у педагога должна быть картотека с карточками-схемами. Так же в группе могут висеть плакаты с такими схемами для самостоятельной деятельности детей. Здесь так же идёт развитие мелкой моторики, полученные игрушки используются в игре, в обыгрывании различных ситуаций. Например, рыбка проплывает под мостиком или утка кушает травку.

В сюжетно-ролевых играх можно обыгрывать огромное количество ситуаций и активно пополнять словарный запас малышей.

Проигрывая ситуацию «Маша идёт в магазин» педагог показывает детям куколку и говорит, что её зовут Маша, что Маша собирается сходить в магазин, она берет тележку или сумку и идёт, приходит, здоровается с продавцом, спрашивает, что-то о товарах, покупает, даёт денежку, складывает покупки, говорит спасибо и идёт домой. Потом воспитатель предлагает детям поиграть в покупателей, а сам, например, становится продавцом.

Играя в «Аэропорт» обыгрываются разнообразные ситуации – посадка пассажиров, взлёт, времяпровождение в аэропорту, получение багажа и многие другие.

«Пожарная машина» спешит тушить пожар, обговариваются правила безопасности в игре, знакомство с профессией пожарный, что может пожарная машина – поливает водой, выдвигает лестницу. Она издаёт звуковой сигнал и световой сигнал. Все это обговаривается в ходе интересной игры.

На «Железной дороге» кто-то будет машинистом, кто-то пассажиром. Воспитатель начинает игру и постепенно вовлекает детей. Перевозятся грузы и пассажиры. Поезд проезжает под мостом, желательно по железной дороге. Делает остановки. Станции построены для выхода пассажиров!

«Домик для Маши» игра, в которой можно обсудить не только из чего сделан домик, но и то, что у него есть – стены, крыша, окно, дверь. Про мебель в домике. Для чего дома нужны людям.

Игры «Город», «На прогулке» расширят словарный запас и кругозор детей на все что нас окружает на улице – здания, кусты, деревья, машины, светофоры, трава, цветы, дороги, дворы… Обыгрывается наша деятельность на прогулке – Давай нарвём цветов и подарим их маме, давай прокатимся на машине и т. д.

Игра «Давай дружить» научит детей быть приветливыми и общительными. «Здравствуй. Как тебя зовут? А меня Коля. Давай будем дружить! Ты поможешь мне кубики собрать в машинку? и т. д.»

Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даётся речевой образец.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

Воспитатель обыгрывает сказки совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.

Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие становятся более понятными и привлекательными для малышей! Дети легко запоминают их, пополняют словарный запас и обыгрывают их сами.

Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

Огромное количество образовательных бесед можно провести с использованием конструктора Лего. В атмосфере живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов. Вот некоторые из тем: «Мы купили в магазине овощи и фрукты», «Уход за любимым питомцем», «Домашние животные», «Кто как кричит», «Виды транспорта» и многие другие.

Осваивая игру с Лего-конструктором, дети самостоятельно начинают придумывать сказки или лего-истории. На первом этапе работы воспитатель с детьми придумывает истории. Дети делают постройки и описывают их. Можно записать рассказы, сделать фотографии. И оформить книгу рассказов.

На втором этапе педагог с детьми уже придумывает полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец. Сказки придумываются совместно, затем дети создают свои Лего-сказки.

В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяется воспитанию детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. Если требуется помощь товарища или воспитателя есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой благодарения, ведь дети должны учиться выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Задача воспитателя учить детей понимать и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом при встрече гостей и поведение в гостях, при выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения совместной деятельности.

Развитие мелкой моторики и речи продолжается в самостоятельной деятельности детей с Лего-конструктором!

Выводы:

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями предлогами, глаголами с приставками и другими частями речи.

Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это все способствует лучшему усвоению речевого материала.

Перспективы:

Активизацию речи детей раннего возраста можно осуществлять в разных видах деятельности через конструктор Лего. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенности каждого вида деятельности. Поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильное стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребенка!

В своей работе планирую ввести Лего-конструктор так же для таких образовательных задач:

Личная и пожарная безопасность. Изучение времён года. Использование Лего в качестве мозайки-аппликации. Так же Лего можно использовать в логопедии, при постановке нужных звуков, подбирая нужные детали для занятий.

По отработанным задачам, задания усложняются, дополняются новыми задачами. Дети подключают больше воображения, выдумки! Педагог направляет их в нужное русло. Например по сказке «Теремок», Терем строится не один, а для каждого свой, это могут быть и замки, и башни, и дома… Вообщем, в Лего играем, речь развиваем!

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Фотоотчёт «Развитие детей раннего возраста через лего-конструирование»Фотоотчёт «Развитие детей раннего возраста через лего-конструирование» 28 января весь мир отмечает Международный день конструктора Лего. Этот праздник объединяет как детей, так и взрослых, общее увлечение- сборка.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Дидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора ЛегоДидактическая игра «Слоговые блоки» с использованием конструктора Лего На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

НОД в подготовительной группе с использованием конструктора Лего «Земля в опасности»НОД в подготовительной группе с использованием конструктора Лего «Земля в опасности» Цель: Формирование знания о правилах поведения в природе; ответственность людей за сохранение природных ресурсов. Задачи: 1. Образовательные:.

Дидактические игры с использованием конструктора ЛегоДидактические игры с использованием конструктора Лего Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее на основе Лего – конструирования осуществляется.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии с использованием лего-конструктора
Опубликовано: 27 февраля 2023 в 09:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД