Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с устным народным фольклором

Елена Шарапова
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с устным народным фольклором
▼ Скачать + Заказать документы

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь.

Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывают человеку огромную услугу в познании мира.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с устным народным фольклором» размещена в разделах

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

В нашем детском саду создается благоприятная среда для развития детей. Программа обучения, содержательная индивидуальная деятельность, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка и адаптировать его к современной жизни. В пределах детского сада разворачивается действительность, полная различных противоречий, мелких вопросов, столкновений интересов и поведения. Дети вынуждены ежедневно решать сложнейшие, жизненные задачи: кто-то обидел ребенка, и он, полный горечи, ищет способ вылить свои горькие переживания, а иногда и сам обижает кого-то. Правильная организация деятельности детей - это тонкая профессиональная работа, содержанием которой является осмысление детьми реального взаимодействия с окружающей действительностью.

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, сказки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

• исправление неправильного звукопроизношения,

развитие интонационной выразительности,

развитие фонематического слуха; слуховой памяти

• расширение словарного запаса детей;

• преодоление нарушений слоговой структуры слов,

• лексико-грамматического строя,

развитие связной речи,

• мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок.

Учеными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются к жизни. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И это не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька».

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж ты, котичек-коток,

Не ходи ты в погребок

По сметанку, по творог.

Уж ты, котик, ты, коток.

За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие (медленный темп, напевное выделение голосом гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.

В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит движению. Потешки можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием

Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку»,

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши,

Серый, серый, попляши.

где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький»

С помощью потешки и пестушки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка

В более старшем возрасте 4-6 лет используются потешки, как пальчиковые игры, в основу которых берём народные игры «У нашей у бабушке десять внучат», «Этот пальчик-дедушка» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Также в возрасте 4-5 лет используем в своей работе пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.

Например : Медлительному ребенку говорим: «Семеро одного не ждут». А если замечаем спешку в работе, говорим: «Поспешишь - людей насмешишь». Если дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит». «Одна пчела много меду не натаскает».

В своей работе я учу детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные, используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос, совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. В результате у детей формировались лексические умения.

А сейчас посмотрим насколько Вы близки, к истокам народного творчества

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно.

1. Волков бояться – (в лес не ходить).

2. Всякое дело – (мастера боится).

3. Делу время – (потехе час).

4. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).

5. Не хвались началом – (хвались концом).

6. У ленивого Федорки – (всегда отговорки).

7. Человек без друзей – (что дерево без корней).

8. Семь раз отмерь – (один раз отрежь).

9. Лениться да гулять – (добра не видать).

10. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда).

Игра «Собери пословицу» Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны на слоги.)

1) ПОД ЛЕ ЖА ЧИЙ КА МЕ НЬ ВО ДА НЕ ТЕ ЧЁТ

2) КОН ЧИЛ ДЕ ЛО ГУ ЛЯЙ СМЕ ЛО

3) ЖАР КОС ТЕЙ НЕ ЛО МИТ

4) НЕ ВСЁ КО ТУ МАС ЛЕ НИ ЦА

5) ШИ ЛО В МЕШ КЕ НЕ УТА ИШЬ

6) НЕТ МИ ЛЕЕ ДРУЖ КА ЧЕМ РОД НАЯ МА ТУ ШКА

7) ДОБ РОЕ СЛО ВО И КОШ КЕ ПРИ ЯТ НО

Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. Баба с воза – кобыле легче.

Детская философия. Устами младенца глаголет истина.

Без страдания нет наград. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый из них всегда обречён. Первый блин комом.

Один старый и два новых. Старый друг лучше новых двух.

Кредиторы ждать не любят. Долг платежом красен.

Все пошли – и ты догоняй. Семеро одного не ждут.

Чужая рубашка опасна для жизни. Своя рубаха ближе к телу.

Будней – то пять, а выходных – два. Делу время – потехе час.

Конфликт поколений в курятнике. Яйца курицу не учат

Молодцы! Хорошо поработали.

Большое внимание в работе с детьми уделяется народным сказкам, любимым детьми с раннего детства.

Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь.

При этом используются разнообразные направления работы:

Сказки:

- читаем, смотрим фильмы, затем обязательно беседуем, характеризуем героев, высказываем свое отношение к героям

- инсценируем сказки

- проводим игры-соревнования, конкурсы и викторины по сказкам;

- устраиваем путешествия по сказкам.

На занятиях так же стараемся разнообразить формы работы со сказкой, это

– составление сказки по началу и концу, где дети придумывают середину сказки,

- «приготовление» винегрета из разных сказок,

- придумывание сказки на современный лад

- переделываем сюжеты: вспомните сказку «Лиса и волк», как бы разворачивались события, если бы волк обманул лису и т. д.

Таким образом, данные виды работы заставляют детей думать, размышлять, высказывать свою точку зрения, при этом, употреблять в слова, выражения, присущие героям, подбирать сюжеты, и т. д в разных вариациях на образе сказочных героев мы развиваем и формируем речь детей, обогащаем словарный запас, учим детей выразительно передавать содержание сказок. В нашей группе есть уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, пальчиковый театр, по сюжетам русских народных сказок :

Ребята с удовольствием инсценируют сказки, перевоплощаются в злых и добрых, работящих и ленивых, в умных и не очень.

«Овощи» «Репка» Дружно-не грузно, а врозь-хоть брось (посло-вица)

«Одежда», Ш. Перро «Золушка» (для 5-6 лет) Золото и в грязи блестит (пословица)

Братья Гримм «Три пряхи»(для 6-7 лет) Дал слово-держи (пословица)

«Зима» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»(для 5-7 лет) Труд человека кормит, а лень портит (пословица)

1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

2. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

3. Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).

4. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

5. От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

6. Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

7. Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

8. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).

9. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

10. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)

11. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)

12. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я вам говорю начало имени, а вы вспоминаете окончание.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей ….(Горыныч)

• Крошечка… (Хаврошечка)

• Заяц… (Хваста)

«Объяснялки»

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах :

• светлица (светлая парадная комната в доме)

• горница (верхняя комната)

• портки (штаны)

• косоворотка (рубаха с косым воротом)

• рать (войско)

• чело (лоб)

• изгородь (ограда)

• перст (палец)

• око (глаз)

• уста (рот, губы).

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность, память

Разгадывая их, дети учатся запоминать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, у них развиваются сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти. Речь ребенка обогащается новыми существительными, глаголами, прилагательными. Формируется грамматически правильная фраза.

В нашей группе программа предусматривает работу по развитию фонематического восприятия, формированию аналитико-синтетической деятельности и подготовку к обучению в школе. Поэтому в свою работу включаю загадки такого типа:

1 «Доскажи словечко»- произношу загадку, а ребенок называет отгадку и определяет место звука в слове (начало, середина, конец);

Логопед произносит загадку, а ребенок называет отгадку и определяет место звука в слове (начало, середина, конец)

От избушки в лес ведет

Вырытый подземный. (ход). Звук в начале слова.

-Вот была у нас потеха —

Мы в горах слыхали. (эхо) Звук в середине слова.

По двору летает пух — Дрался с курицей. (петух).Звук [х] дети определяют в конце слова.

Загадки подбираю по тематике и использую в НОД, также в течение всей тематической недели

2 Рифмованные загадки с типичными признаками;

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко (Яблоко.)

3 Рифмованные загадки с нетипичными признаками;

Этот фрукт в чай кладут,

Сахара добавят,

Для пользы съесть заставят. (Лимон.)

4 Загадки-сравнения, противопоставления.

Желтый, а не солнышко, Овальный, а не яйцо, С дольками, а не апельсин, Очень кислый он один. (Лимон.)

Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринуждённой обстановке, в привычной им среде

Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: Сшит колпак не по- колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать; на дворе- трава, на траве-дрова.

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей

Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» (Громко.) Солнышко, появись! Красное, нарядись!

Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Чаще всего считалки используется при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Народные игры являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. А первая народная игра – это игра «Прятки», в которую все дети играют и по сей день.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади»Материал для ознакомления детей дошкольного возраста с народным праздником «День лошади» Материал может быть полезным воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с устным народным фольклором
Опубликовано: 26 марта 2020 в 14:45
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с устным народным фольклором» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шарапова (УИ 179520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД