Мария Посохова
Развитие речи детей младших дошкольников посредством игр для мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики начинается с первых дней жизни ребёнка
Что же следует сделать для того, что бы речь ребёнка развивалась правильно и вовремя.
Публикация «Развитие речи детей младших дошкольников посредством игр для мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
«Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. История развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно. Сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Для пальчиковых игр подойдут:
• мячи (каучуковые, колючие, рифлёные);
•верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм, шнурки – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами, рисования предметов;
• платочки;
• крупные, длинные бигуди;
• прищепки – для развития координации движений пальцев рук;;
• счетные палочки;
• зубные щетки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
• бусы;
• резинки для волос;
• шестигранных карандашей;
• грецкие орехи, шишки, фасоль;;
•решетки для раковины.
Мелкую моторику рук развивают :
• Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
• Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
• Игры с природным материалом, игры с песком и водой;
• Игры с предметами домашнего обихода;
• Пальчиковый театр;
• Дидактические игры;
• Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).
Заключение:
Таким образом целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.