Развитие речи детей на третьем году жизни как одна из актуальных проблем дошкольного образования (из опыта работы)

Татьяна Горбунова
Развитие речи детей на третьем году жизни как одна из актуальных проблем дошкольного образования (из опыта работы)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (из опыта работы)

Я работаю в коррекционной группе для детей с общим недоразвитием речи и поэтому считаю, что одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является обучение родному языку.

Обучению родному языку - это общая задача, она включает частные задачи:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Воспитание звуковой культуры речи.

3. Совершенствование грамматической правильности речи.

4. Развитие связной речи.

И все эти задачи должны уже начинать решаться в первой младшей группе, то есть на третьем году жизни дошкольника.

Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растет ребенок, является развивающим потенциалом. Он складывается спонтанно и может быть благоприятным для речевого развития ребенка, а может и не складываться, поэтому в обучении родному языку особое место отводится специально организованная речевая среда, призванная обеспечить эффективное общение детей с взрослыми и друг с другом.

В развитии речи детей третьего года жизни ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям – в детском саду, родителям и окружающим – дома. От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

Обогащение и активизация словаря. Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. При своевременном и полноценном психическом развитии словарь ребенка трех лет составляет 1200-1500 слов.

Чтобы словарь детей пополнялся новой лексикой, взрослому необходимо:

1. Внимательно и заинтересованно выслушать каждого ребенка.

2. Много говорить самому.

3. Вовлекать ребенка в разговор на определенную тему.

4. Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Обогащению и активизации словаря у детей третьего года жизни способствуют упражнения:

• Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки).

• Дай мне красный карандаш; покажи большое яблоко.

Изобрази медвежонка; покажи, как поливают из леечки цветы.

• Назови малыша у мамы коровы (кошки, собаки).

• Скажи, чем вытираем ручки, чем чистим зубки, чем причесываем волосики, чем вытираем носик.

• Объясни, что нужно сделать, если на полу мусор, если одежда испачкалась, если ребенок заболел.

Воспитание звуковой культуры речи. На третьем году жизни у ребенка становятся подвижными нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст является благоприятным для работы по формированию звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных: м, п, б, в, ф. Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков: и, с, з.

Уточнение и закрепление звука осуществляется в несколько этапов:

1 этап – произношение изолированных звуков или несложных звукосочетаний;

2 этап – произношение слов с данным звуком;

3 этап – произношение фраз, насыщенные определенным звуком.

Воспитанию звуковой культуры речи у детей третьего года жизни способствуют упражнения:

• Повтори звуки: а, и, м, б, в, ф, с, з.

• Четко повтори слова: ананас, нога, флажок, бабушка, хлеб, песенка.

• Четко повтори: ехала машина – би-би-би; вот мычит корова – му-му-му.

Совершенствование грамматической правильности речи. Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, взрослый должен помогать согласовывать слова. Речь ребенка преимущественно состоит из простых повествовательных предложений. Дети уже нередко пользуются восклицаниями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и словами. Появляются сложные предложения с предлогами и союзами, но с чистой детской конструкцией.

Совершенствованию грамматической правильности речи у детей третьего года жизни способствуют упражнения:

• Подбери слово – что делает кукла, машина, солнце, мама.

• Скажи, где стоит чашка, куда повесим платье, что рядом с куклой Машей.

• Назови предмет ласково: гриб, цветок, глаз, рука, мама, папа.

Развитие связной речи у детей третьего года жизни способствуют рассматривание и обследование игрушек в группе, составление рассказов по картинке или по серии картинок, игры-инсценировки, а также упражнения - вопросы:

• Что мы кушали утром?

• Кто играет с машинкой?

• Что делает Оля?

• Во что одет Петя?

• Ванин грузовик, что везет грузовик?

• Кому подарим цветок?

• Где в группе сидит кошка?

• Куда вы ходили с мамой?

Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нормальное явление, если все взрослые, которые окружают малыша, занимаются с ним, общаются с ним. Но нас взрослых должно насторожить, если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит мало, если употребляет простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины. Нельзя забывать, чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.

К трем годам ребенок легко и свободно говорит, если соблюдаются следующие условия:

1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности.

2. Удовлетворение потребности ребенка в общении с другими детьми.

3. Высокая культура речи взрослых, которые окружают ребенка.

4. Хорошо развитый слух и речевой аппарат у ребенка.

5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

6. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

7. Предоставление ребенку в достаточном количестве предметно-развивающей среды: игрушки, книги, картинки.

Библиографический список:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2003. – 253с.

2. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2007. – 204с.

3. Гербова, В. В. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 215с.

4. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. – 52с.

5. Лямина, Г. М. Развитие речи детей раннего возраста / Г. М. Лямина. – М.: Айрис – Дидактика, 2005. – 158с.

6. Максакова, А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максакова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 201с.

7. Сохин, Ф. А. Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка / Ф. А. Сохин. – М.: Просвещение, 2005. – 159с.

8. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф. А. Сохин. – М.: Просвещение, 2008. – 328с.

9. Тумакова, Г. А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи дошкольников в детском саду / Г. А. Тумакова. – М.: Просвещение, 2005. – 25с.

10. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М.: Владос, 2009. – 265с.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы) Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования. Аннотация : в работе представлен.

Информация из опыта работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков к здоровому образу жизни Формирование основ здорового образа жизни у детей младшей группы «Семицветик» ведется согласно рабочей программы. ОО «Физическое развитие».

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Из опыта работы учителя-логопеда «Развитие речи дошкольников с ТНР через мнемотехнику как условие успешности обучения» Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Консультация «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Цель: 1. Систематизировать знания педагогов.

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС» лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1) (Слайд 2)В федеральном законе.

Развитие активной речи детей (из опыта работы в первой младшей группе). Консультация для родителей Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка.

Сообщение из опыта работы Информационная лента как одна из форм дифференцированной работы с семьей. Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Развитие речи детей на третьем году жизни как одна из актуальных проблем дошкольного образования (из опыта работы)
Опубликовано: 2 октября 2017 в 06:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кейс «Знакомые цифры»
Цель: Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Задачи: Закрепление знания чисел от 1 до 12...
Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический...
Конспект занятия по аппликации «Медаль для папы»
Программные задачи:продолжать учить детей способу вырезывания круглой формы из квадрата, украшать аппликацию дополнительными элементами;закреплять умение...
Спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»
Сегодня мы побывали в Чувашском республиканском театре кукол, где с удовольствием посмотрели спектакль «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять»....
Занятие по лепке во второй младшей группе «Дымковская игрушка»
Творческая мастерская. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам конспект партнерской работы детей и воспитателя по тематической недели "Народная игрушка" -...