Получи документы

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Федосеева Алеся
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:

Публикация «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

- осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. д., указывающие на расположение предметов;

- выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

- активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т. д.);

- используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);

- в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются :

- формирование словаря;

- формирование грамматически правильной речи;

- воспитание звуковой культуры речи;

- развитие монологической речи;

- приобщение к художественной литературе.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:

- речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

- объяснение происхождения (этимологии) слова;

- ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;

- договаривание слов, недосказанных воспитателем;

- игра «Подскажи словечко».

При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование :

- существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;

- существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;

- глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;

- предлогов: под, из-за, из-под, между;

- на образовании слов по аналогии: лес – лесник.

Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи :

- показ и объяснения артикуляции звука;

- отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;

- выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;

- предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

- многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;

- проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;

- произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

Работа по обучению детей монологической речи включает :

- описание игрушки;

- формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;

- задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:

- обращать внимание детей на содержание литературного произведения;

- обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;

- формировать умение отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения;

- способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.

К концу года дети могут:

- значительно увеличить свой словарь;

- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

- осмысленно работать над собственным произношением;

- осмысливать причинно-следственные отношения;

- подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

- рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;

- активно сопровождать речью свою деятельность.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?»Дидактическая игра по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста «Где чей хвост?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию дидактическую игру "Где чей хвост?" В нашем районе проходило методическое.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2022 в 14:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД