Татьяна Екимова
Развитие речи детей среднего возраста в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе речь детей становится интонационно-выразительной.
В театральной игре ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, усваивает различные интонации.
Выразительное чтение – такое же самостоятельное искусство, как музыка, живопись, балет. Театрализованная игра тесно связана с литературными и художественными произведениями. А художественная литература учит чувствовать слово. В процессе работы над произведением надо вызвать у ребенка сопереживание и понимание чувств автора. Понимать. Чувствовать. Воссоздавать. Прежде чем предложить что-то детям, я сама должна понять, что в этом произведении главное, а что второстепенное, а затем правильно объяснить детям. Надо помочь ребенку уловить смысл произведения, объяснить, что и словами, как красками, можно рисовать, - для этого нужно умение и терпение. В результате правильно понятой мысли – естественные жесты, мимика…. Ребенок на сцене ведет себя органично.
Публикация «Развитие речи детей среднего возраста в театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Роли и их речь определяется текстом произведения. Дети пятого года жизни имеют уже довольно большой словарный запас. Они более углубленно воспринимают художественное произведение, не просто понимают сюжет, но замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, выссказывают свое отношение к персонажам. Дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения. Они с удовольствием выполняют все задания: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, самостоятельно драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.
Дети учатся читать стихи от лица разных героев. Одно и то же стихотворение в таком чтении звучит по-разному. Произносим привычные слова с разной интонацией. Например, «здравствуйте» может прозвучать радостно, угрюмо, небрежно, приветливо.
Продолжается работа с малыми формами фольклора. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребенка, заставляет его преодолевать фонетические трудности и приобретать навыки правильного произношения звуков. Учимся произносить трудные слова.
В средней группе словарь «Азбуки театра» расширяется. Включаю в занятия прослушивание в записи «Знакомство с театром», где любознательный Чевостик помогает нашим детям освоить театральную энциклопедию. Помогает дать четкие представления о театре, о людях, которые там работают.
Проводим игры на развитие воображения, слуха, внимания, например, «Что слышно», где дети составляют рассказы о том, что услышали, что представили. Хорошо помогает развитию воображения релаксация. Под звуки моря, леса, пение птиц дети расслабляют нервную систему. Тихая музыка помогает им сосредоточиться на воображаемом эпизоде. Использую аудиозаписи.
В такой игре, как «Художник», дети составляют словесный портрет друг друга, предметов.
Постепенно расширяем активный словарь детей. Для этого проводим игру «Цепочка слов». Детям задается тема, например, «Цветы». Дети по очереди называют цветок, на ком цепочка оборвется, тот проиграл. Проводим дидактические игры на классификацию предметов, обобщения. Расширяет словарный запас такая игра, как «Подскажи слово»
Продолжается работа над темой «Дружба». Учимся поддерживать дружеские отношения, договариваться друг с другом. Использую песни «Улыбка», «Если с другом вышел в путь» и др. Проводим игры на взаимодействие в парах «Спинка к спинке», «Повстречались», «Мама и детеныш». Драматизируем сказку «Лучшие друзья».
Начинается работа по развитию диалоговой речи. Сначала вопросы задает педагог, дети отвечают, затем дети учатся задавать вопросы. Проводим игры-инсценировки в диалогах, разыгрываем потешки, стихи с диалогической речью, пересказываем небольшие сказки по ролям. Дети уже начинают сами распределять роли в таких небольших сказочных инсценировках.
Параллельно с развитием речи идет работа над эмоциональной сферой детей. Использую пиктограммы «Азбука настроения». Провожу упражнения на развитие эмоций, делаем коррекционную зарядку для лица. Использую зеркало, перед которым дети «гримасничают»
Знакомлю детей с пантомимой. Дети учатся согласовывать тесты с движениями. Хорошо помогает в этом «Расскажи стихи руками»
В средней группе дети знают почти все сказки К. И. Чуковского и мы проводим игру-викторину по его произведениям.
В средней группе показываем два спектакля: в середине года и в конце.