Мордвинкова Юлия
Развитие речи детей в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи детей в раннем возрасте в настоящее время особенно актуальна. Все больше детей в возрасте двух – трех лет не умеют разговаривать, объясняются жестами, звукоподражанием, криком. Поэтому проблема развития речи у детей в раннем возрасте становится приоритетной.
Публикация «Развитие речи детей в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что вначале нужно создать в группе эмоционально благоприятную обстановку, которая бы способствовала желанию детей к речевому общению. И именно игровая деятельность, помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо развивать речь детей – это основа его гармоничного, полноценного развития.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимули-руют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Поэтому, я считаю, актуальным использование различных видов игр для развития речи детей раннего возраста. В своей работе я использую такие формы 1. Массаж кистей рук. ( Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие, массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти)
2. Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, с использованием потешек).
3. Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы.) А также игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой).
4. Пальчиковый театр, игры – драматизации, инсценировки.
5. Упражнения в обводке контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
6. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
7. Выкладывание фигур из счетных палочек.
8. Шнуровка М. Монтессори.
Использование фольклора помогает малышу понимать родную речь, формирует звукопроизношение и вызывает положительные эмоции, что осо-бенно важно в раннем возрасте. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа, такие как: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички, подвижные игры.
Для развития речи малыша существует множество интересных развивающих игр. Применяя их, можно пополнить и обогатить словарный запас ребенка, развить познавательный интерес к окружающему миру, способствовать речевой самостоятельности и активности. Это такие раз-вивающие игры для детей : поручения и вопросы «Что ты принес?», «Куда положил?», «Что у тебя в руках?», «Где ты взял?» «Что ты делаешь?», «Что ты будешь делать?»; рассматривание картинок (называние, описание); экскурсии по группе, на участке; принеси и назови; позови; искусственное непонимание ребенка; чередование хоровых ответов с индивидуальными; разнообразные имитационные упражнения; волшебный мешочек, хороводные игры, игры – забавы, подвижные игры; игры с сюжетными игрушками.
Также для развития речи можно предложить выполнять детям, в виде игровых действий, дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Таким образом, деятельность по развитию речи детей, я строю, используя личностно-ориентированный подход на основе инновационных технологий. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи позволило заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его речевого и общего развития.