Получи документы

Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната

Кудашова Людмила Радионовна
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната

Дошкольный возраст — важнейший начальный период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Публикация «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната» размещена в разделах

Цель работы: представить программу «Мир в твоих руках», направленную на сенсомоторное развитие ребенка с умеренной степенью умственной отсталости по методу М. Монтессори.

У многих детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка[2].

Поэтому, одним из наиболее значимых направлений в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольного возраста является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации[11]. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит[16].

Большое количество ученых занимались изучением проблемы развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, в том числе Э. Сеген [13], С. Я. Рубинштейн[10], Ж. И. Шиф[20] и др. Они отмечали, что дефектное развитие ощущения и восприятия у умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов. Также исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной[5], Л. В. Антоновой - Фоминой была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких, необычных подходов к изучению развития сенсомоторики.

Среди наиболее самобытных – система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори[1]. Она начинала с наблюдения за детьми и свою теорию построила на идее детского впитывающего сознания. Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика – зрение, слух, осязание, обоняние – является своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит становление человеческого разума[15]. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и профессионально поддержать его, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы[9].

В связи с этим, мы поставили перед собой цель: разработать и внедрить общеразвивающую программу «Мир в твоих руках», которая основана на концепции Марии Монтессори.

Данная программа на протяжении трех лет реализуется в нашем учреждении. На программу «Мир в твоих руках» получена рецензия кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии НОУ СИБУП Арышевой А. П. Программа рекомендована к использованию в образовательном процессе в условиях детского дома – интерната.

Для умственно-отсталых детей дошкольного возраста мы создали такую среду, которая помогает ребенку упорядочить и систематизировать представления об окружающем мире в соответствии с задачами и возможностями каждого ребенка индивидуально. Роль воспитателя в концепции Монтессори как раз и заключается в создании так называемой «специальной подготовленной среды», которая «вызывает наружу духовные ценности, находящиеся у ребенка в свернутом виде» [19]. Таким образом, функция педагогической среды – предоставление условий для раскрытия потенциала ребенка по таким направлениям: сенсорного и психомоторного.

Целевая группа программы «Мир в твоих руках» – дети в возрасте 5 – 7 лет с умеренной степенью умственной отсталости. Занятия проводятся как в подгрупповой форме, так и в индивидуальной, два раза в неделю. Длительность одного занятия 25 - 30 минут. Программа рассчитана на два учебных года, всего 144 занятия. Занятия проходят в кабинете Монтессори.

Цель занятий – развитие и коррекция сенсомоторных навыков, применимых в практической жизни и ведущих к развитию самостоятельности в пределах, соответствующих психофизическим силам ребенка дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости.

Основные задачи занятий:

1. систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;

2. развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев, развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;

3. формирование общей моторной координации ребёнка;

4. обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;

5. развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;

6. воспитание у детей терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и начальные навыки самоконтроля, доводить начатое дело до завершения.

7. формирование интересов к работе с различными материалами.

Исходя из опыта работы по программе «Мир в твоих руках», специалисты нашего учреждения заметили, что хорошее занятие, преподанное в нужное время, дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Занятие дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком в его окружении.

Обучение детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости по данной программе носит наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: воспитатель постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач.

В данной программе выделен пропедевтический период. В начале занятий обязательно воспитателем вводятся основные правила работы в группе, которые должны соблюдать все дети (вместе с воспитателем) :

1. Каждой вещи – своё место. «Всё на место уберём, а потом играть пойдём». Ребёнок не может уйти, бросив материал, или взять следующий. Нужно напомнить, ему убрать за собой или помочь ему в этом.

2. Не отнимать вещи у других. «Все мы очень твё рдо знаем: мы друзей не обижаем». Нельзя отнимать материал, отталкивать и прогонять от него других детей. В случае желания ребёнка заняться материалом, который в данный момент не свободен, ему предлагается выбор действий: попросить у ребёнка разрешения заняться совместно или подождать, когда материал освободится. Детей учат терпеть, ждать своей очереди, а главное – уважать друг друга.

3. Не мешать другому человеку в его занятии. «Не мешаем, не шумим, тишина нужна самим». Все в группе общаются вполголоса, воспитатель старается находиться на уровне детей : присаживаться на корточки, садиться на коврик или на стул.

Существуют основные принципы построения занятий:

• системность и последовательность подачи материала;

• наглядность обучения;

• цикличность построения занятий;

• доступность;

развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Особенности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, в частности быстрая утомляемость, отвлекаемость, затруднения при необходимости прилагать умственные усилия, требуют внесение в занятия игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка[17, 18].

С учетом вышесказанного каждое занятие состоит из 5 частей.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга[3, 15]. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка состоит из упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия[7, 8].

Основная часть занятия (третья) состоит из презентации Монтессори – материала. Презентация – это показ воспитателем способа работы с тем или иным материалом, взятым из «специально подготовленной среды» [19].

Очень многие Монтессори- материалы можно и нужно применять при работе с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости, живущими в детском доме. Система Монтессори включает в себя целый комплекс развивающих материалов для занятий.

Четвертая часть. Здесь проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов[6, 7].

Пятая часть занятия – упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение[14]. Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг» : все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!».

По итогам обучения в рамках программы «Мир в твоих руках», был проведен мониторинг уровня усвоения программы по основным направлениям. Анализ полученных результатов показал, что воспитанники, дополнительно обучающиеся по данной программе быстрее и качественнее усвоили предложенный материал по разделам «Развитие общей и мелкой моторики», «Сенсорика», «Практика». Положительная динамика по данным направлениям составила от 7% до 12%, что на 3-5% выше, чем до реализации дополнительной программы.

Основываясь на данных результатах, мы сделали вывод, что дополнительная общеразвивающая программа «Мир в твоих руках» является перспективной, работа по ней будет продолжена не только специалистом по Монтессори - педагогике, но и воспитателями детского дома. Мы считаем необходимым использование данной программы в воспитательной практике в отделении, где живут дети от 4 до 8 лет. В игровых комнатах оборудованы «Уголки Монтессори», которые обогащают среду элементами, специальными материалами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Это сделано для того, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься с материалами Монтессори - педагогики. Обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, этапа образовательной программы. Важно, что «Уголок Монтессори» имеет характер открытой, незамкнутой системы[4].

Программа позволяет ненасильственными способами продвигать ребенка в развитии, корректировать и частично компенсировать ограничения в развитии его личности.

Успешность сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ зависит от четкого определения основных направлений работы, содержания, условий реализации задач, а также систематического мониторинга результатов.

Очевидно, что используемая нами дополнительная общеразвивающая программа «Мир в твоих руках» дает позитивные результаты. Поставленные задачи реализуются в полном объеме. Ребятишки радуются своим успехам и готовы к новым победам.

Литература.

1. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. — 2002. — No 2. — С. 38–43.

2. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : Учебно-методическое пособие. — СПб : КАРО, 2005 — 304 с.

3. Гурова Е. М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. — No 5. — С. 61–62.

4. Загвоздкин В., Хилтунен Е. Монтессори и Вальдорф //Загвоздкин, Е. Хилтунен. – 1999.

5. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза:(Дословесный период) : Учебное пособие. – Иванов. ун-та, 1983.

6. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : Кн. для учителя — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.

7. Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР) : Пособие для практических работников детских садов — СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.

8. Моисеева Л. Г. Готовим руку к письму — СПб : Речь, 2004 — 80 с.

9. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому //М. : Карапуз. – 2000. – Т. 272.

10. Пиаже Ж., Рубинштейн С. Я. “Стартовое развитие” социокультурных двигательных действий ребенка в процессе обучения. – 2009.

11. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. — М. : Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. — Ростов н/ Д : Феникс, 2007. — 221 с.

13. Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей //СПб, 1903.–87 с. – 1903.

14. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей : методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

15. Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

16. Удалова Э. Я., Матвеева Л. А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — No 3. — С. 37–41.

17. Фуряева Т. В., Старосветская Н. А. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения и интеграции детей в общество //Краснояр. гос. пед. ун-т. им. ВП Астафьева. – 2005.

18. Фуряева Т. В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) //Дефектология. – 1999. – №. 1. – С. 64-71.

19. Хилтунен Е. Дети Монтессори //Книга для педагогов и родителей. – 2008.

20. Шиф Ж. И. (ред.). Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: АПН РСФСР; Под ред. ЖИ Шиф. – Просвещение, 1965.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия «Что мы Родиной зовем?» для детей с умеренной умственной отсталостью Игра – занятие: «Что мы Родиной зовем?» Цели: формировать у детей интерес к устному народному творчеству, истории малой родины и страны.

Индивидуальная программа по предмету «Развитие устной речи» для детей 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения Индивидуальный образовательный маршрут 1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Виды трудностей: 1. Трудности.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках»Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках» Эта тема выбрана мной не случайно. Актуальность темы: Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё.

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Программа по развитию речи согласно ФГОС. 1 класс для детей с умственной отсталостью Рабочая программа ФГОС «Развитие речи» 1-2 класс Учитель-логопед Лебедева С. В. с. Бея 2017 г Программа коррекционно-развивающей.

Сенсорный многофункциональный модуль «Волшебные ленточки» для детей с легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостьюСенсорный многофункциональный модуль «Волшебные ленточки» для детей с легкой, умеренной, тяжелой умственной отсталостью Работа с сенсорным многофункциональным модулем "Волшебные ленточки" Автор Овчинникова Надежда Викторовна - педагог коррекционной школы.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната
Опубликовано: 28 февраля 2018 в 11:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД