МААМ-картинки

Развитие социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников в процессе организации театрализованной игры

Ирина Пожуева
Развитие социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников в процессе организации театрализованной игры
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы

Тема: «Развитие социально-коммуникативной и речевой деятельности в процессе организации театрализованной игры в условиях разновозрастной группы ДОУ»

Театрализованная игра - это сфера активного развития коммуникативных умений у детей, которая формируется постепенно. И наша задача - создать условия для е проявления и развития.

Публикация «Развитие социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников в процессе организации театрализованной игры» размещена в разделах

Для развития социально-коммуникативной и речевой деятельности в процессе организации театрализованной игры на начало 2019 – 2020 учебного года в группе создан центр театрализованной игры «Здравствуй, сказка», в который вошли различные виды театров : пальчиковый, настольный кукольный театр, плоскостной, театр шапочек, объемный бумажный; был подобран методический материал по развитию речи посредством театрализованных игр, в него вошли: картотеки театрализованных игр, дыхательных упражнений, артикуляционных гимнастик. В группе подобраны необходимые музыкальные инструменты: шумовые (погремушки, коробочки – гремелочки); звучащие заводные игрушки; ударные (молоточки, бубны); духовые (дудочки, свистульки); шапки-маски в соответствии с содержанием программных сказок, игр, песен. В центре художественной литературы размещены книжки – малышки, книги с народными и авторскими сказками. Все это находится в доступности для детей, периодически меняются театральные персонажи, книги, что привлекает внимание детей, они с интересом рассматривают иллюстрации, играют с различными видами театра.

В моей группе находятся дети и двух-трех лет. В период адаптации малышей я стараюсь использовать игровые персонажи, так как они помогают мне и ребенку в непосредственном общении друг с другом. Ведь именно в этот период ребенок чувствует себя одиноким и незащищенным, моя цель - наладить с ним доверительные отношения, привлечь к себе, наладить эмоциональный контакт. Поэтому игры, в которые мы играем с детьми («Попляши с куклой», «Солнышко и дождик», «Прокати мишку на машине») помогают мне выразить свою заботу и внимание к каждому ребенку. Не секрет, что малыши лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (игрушками, куклами, картинками). Так, незаметно для себя, малыши включаются в театрализованную игру, от наблюдения за действием взрослого к самостоятельной деятельности, пусть даже игровой. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать. Затем, я с детьми стала обыгрывать потешки, более сложного содержания, где дети включаются в диалог вместе со мной. Сначала предлагала детям подержать игрушку в руках, рассмотреть ее. Дети всегда с удовольствием и интересом берут игрушки в руки и верят в то, что эти игрушки живые.

При планировании ежедневной образовательной деятельности с детьми стараюсь включать театрализованные  игры так, чтобы они могли прослеживаться во всех режимных моментах: НОД, в совместную деятельность детей и взрослых, в свободное время, в самостоятельную деятельности детей.

При организации НОД с помощью театра, я создаю игровую мотивацию для речевой активности и продуктивной деятельности детей, даю "от лица игрушки" какое-либо задание для ребенка, например: отгадать загадки, или описать любимое животное. Занятия чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают сами. В ходе организованной деятельности по  развитию речи  читаю детям художественные произведения, рассматриваю с ними иллюстрации. Затем дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется какой-либо вид театра : пальчиковый, либо плоскостной на магнитах. Параллельно ведется словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия.

Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому, формирует опыт социальных навыков поведения, учит различать добро и зло. Любимые герои становятся для детей образцом для подражания. Сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Кто сказал «мяу»?», «Заюшкина избушка» и другие я показывала в разных вариантах театра : настольный, объемный бумажный. После неоднократного показа сказки я предлагаю детям показать сказку совместно, на что дети с удовольствием и интересом откликаются. Они учатся передвигать фигурки, управлять куклами, разговаривать от имени персонажей сказки.

В совместной деятельности воспитателя и детей во время прогулок провожу с детьми подвижные театрализованные игры «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Лиса и зайцы», для этого использую шапочки-маски.

Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) с помощью игрушек использую обыгрывание потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у ребенка. Обыгрываю различные игровые ситуации, например: в ходе обыгрывания ситуации «Медвежонок умывается», у детей развиваются культурно-гигиенические навыки, а при обыгрывании игровой ситуации с помощью куклы «Маша собирается на прогулку», где малыши рассказывают кукле, как следует правильно и последовательно одеваться на прогулку, у детей развивается диалогическая речь ребенка, а также пополняется словарный запас. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выясняется, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт.

В результате систематического включения театрализованных игр во все виды деятельности и режимные моменты в течение дня, у детей обогатился словарный запас: существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены, игрушек, домашних животных и их детенышей, овощей, фруктов; глаголами, характеризующими действия людей и их эмоциональное состояние; прилагательными, обозначающими цвет, величину. Дети стали понимать речь взрослого без наглядного сопровождения. Малыши употребляют в речи некоторые вопросительные слова и несложные фразы из нескольких слов, способны заменить звукоподражательные слова на общеупотребительные и способны ответить на простейшие вопросы («Что?», «Кто?», Что делает?») и более сложные («Во что одет?», «Кому?», «Какой»).

Для достижения эффективной работы по данной теме привлекаю и родителей (законных представителей) воспитанников группы. По мере возможности родители оказывают помощь в приобретении настольных игр, в создании атрибутов для центра театрализованной игры. Так, например в сентябре 2019 года родители приобрели объемные бумажные театры : «У бабушки во дворе», «Репка», а также несколько шапочек для подвижных игр.

Взаимодействуя с семьями воспитанников, использую следующие формы работы: беседы, консультации, рекомендации, памятки для родителей по данной тематике. На протяжении всего года с родителями проводятся индивидуальные и групповые беседы о развитии речи детей посредством театрализованных игр и различных видов театра. В октябре 2019 года для родителей была предложена памятка «Театр и малыш», в январе 2020 года родители получили несколько рекомендаций по теме «Как создать театральный уголок дома». В результате, по словам родителей, некоторые семьи создали в домашних условиях для своих детей условия для театрально – игровой деятельности : пальчиковый театр, настольный плоскостной, вместе с детьми обыгрывают театрализованные сценки из сказок.

Таким образом, делаю вывод, что театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение, они всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. А это именно то, чего мы и добиваемся.

 

Подготовил воспитатель:

Пожуева Ирина Павловна

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Конспект НОД по социально-коммуникативной деятельности «Мои друзья и мои близкие люди» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Мои друзья и мои близкие люди». Подготовительная группа. Программное содержание.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников в процессе организации театрализованной игры
Опубликовано: 26 октября 2021 в 22:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников в процессе организации театрализованной игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пожуева (УИ 370092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД