Получи документы

Развитие творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр (1 фото)

Наталья Тучкова
Развитие творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр

Развитие творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр

Организация: МКДОУ детский сад № 10 «Солнышко»

Музыкальный руководитель Зотова Н. Е.

Я хочу представить свой небольшой опыт работы по инновационным технологиям в развитии творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр.

Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр» размещена в разделах

На развитие творческих способностей ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду

Я считаю, что немаловажное значение для развития творческих способностей ребенка имеет музыка, так как музыка раскрепощает, и даёт простор для творчества. Занимаясь музыкой с детьми, я заметила, что движения для детей органическая потребность. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается движениями отразить переполняющие его впечатления от жизни.

Создатели российской системы музыкально-ритмического воспитания

И. К. Метлов, Н. А. Ветлугин, выделяли музыкально-ритмическое движение как отдельный вид музыкальной деятельности, в процессе которого идет целенаправленное развитие чувства ритма, помогающего

полностью раскрыть творческие способности малыша средством танца, упражнений и творческих заданий.

Формирование у деток до 7 лет танцевального творчества является программной задачей, а также нужным условием более полного, гармонического и глубочайшего развития и воспитания ребенка, на что направляет нас ФГОС ДО.

Изучение проблемы развития творческих способностей воспитанников посредством танца актуально, поскольку творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных учреждениях.

Проблема развития творческих возможностей у дошкольников состоит

в том, что нужно развивать там музыкально-ритмические

и танцевальные движения, заложенные природой. Ведь музыкально-ритмическое творчество может удачно развиться только при условии целенаправленного управления со стороны педагога, а верная организация и проведение данного вида творчества поможет ребенку развить свои творческие возможности.

Результаты проведённой мною педагогической диагностики показали, что:

- у 40% детей не реализованы умения выразительно и ритмично двигаться

в соответствии с характером музыки, музыкальными образами;

- 38% детей частично проявляют творчество при выполнении музыкально-ритмических движений;

- у 22% детей полностью реализованы умения двигательных навыков.

Проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу,

что необходимо уделить больше внимания музыкально-ритмическому творчеству (в частности коммуникативным танцам-играм).

Развивая у детей творческие способности, посредством использования коммуникативных танцев-игр, главное самому верить, что музыкально-ритмическое творчество не знает границ ни в материале, ни в технике движения. Чтобы передать эту веру детям, мы в детском саду танцуем

не только традиционные танцы, но и коммуникативные.

Исходя из этого, была поставлена цель дальнейшей моей работы-развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально- ритмических движений.

В соответствии с целью были поставлены последующие задачи:

1. Формирование и развитие двигательных навыков, ритмических возможностей малышей на основе музыкального искусства.

2. Развитие творческих возможностей малышей путём внедрения коммуникативных танцев-игр, через восприятие музыкальных образов

и выражении их в движении.

3. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей, ублажение потребности в самовыражении.

4. Обогащение предметно-развивающей среды групп, зала атрибутами, дидактическими забавами для развития музыкально-ритмических движений.

5. Приобщение родителей в общую творческую деятельность,

через занятия, празднички, развлечения.

Так что же такое коммуникативные танцы-игры?

Коммуникативные танцы-игры-это танцы с несложными понятными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить.

Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального климата в детской группе, решению поведенческих и личностных проблем.

Выбор коммуникативных танцев-игр в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Наблюдая за движениями детей, я заметила, что движения недостаточно разнообразны, не передают сути задуманного образа, дети зажаты, и порой стеснительны. Это и подтолкнуло меня использовать коммуникативные танцы-игры.

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации.

В коммуникативных танцах - играх эффективно реализованы следующие направления работы:

- развитие эмпатии;

- сочувствие к партнеру;

- развитие позитивного самоощущения.

Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном

на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощения, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:

- информационно-аналитический,

- практический,

- итоговый.

Первый этап информационно-аналитический, в который входит:

- изучение литературы по теме;

- педагогическая диагностика воспитанников;

- изучение предметно-пространственной среды зала, групп.

Для того, чтобы построить спою работу по развитию творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений была изучена следующая методическая литература: «Музыка и движение» Суворова Т. И., «Музыкально-ритмические движения» Г. Ф. Коренева, «Этот удивительный ритм» Н. П. Коплунова, И. А. Новоскольцева, «Коммуникативные танцы-игры» А. И. Буренина.

Анализируя предметно-развивающую среду в музыкальных уголках,

я пришла к выводу о недостаточности материалов для ознакомления дошкольников с музыкально-ритмическими движениями, танцами, играми.

Также я провела анкетирование родителей. Анализ результатов показал, что все родители считают данную тему актуальной, но при этом лишь

30 % родителей считают своего ребёнка музыкальным, только 10% родителей совместно с детьми посещают концерты, театры. Но радует,

что у 100% опрошенных родителей есть стремление повысить уровень своих знаний по данной теме и согласие участвовать в мероприятиях ДОУ.

Подводя итоги первого этапа работы, выявила следующие проблемы:

- недостаточный уровень у воспитанников, выразительного исполнения движений, сюжетно-образных упражнений, коммуникативных качеств, творческих проявлений. Ребёнок часто не владеет своими творческими фантазиями, их умственная деятельность не всегда может выразить

или придумать, какой либо музыкальный образ. Эмоциональная сфера также являлась трудностью в работе;

- трудности во взаимодействии между родителями, педагогами, социумом;

- в предметно-пространственной среде недостаточно материала

по ознакомлению с музыкально-ритмическими движениями, танцами, играми.

Второй этап работы, практический, предполагал решение следующих задач:

- формирование и развитие двигательных навыков, ритмических способностей детей на основе музыкального искусства;

- развитие творческих способностей детей путём внедрения коммуникативных танцев-игр, через восприятие музыкальных образов

и выражении их в движении;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении;

- обогащение предметно-развивающей среды групп, зала атрибутами, дидактическими играми для развития музыкально-ритмических движений;

- приобщение родителей в совместную творческую деятельность,

через занятия, праздники, развлечения.

Система работы по развитию творческих способностей детей посредством музыкально-ритмических движений дошкольников предполагает взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Она сочетает интересы:

Педагог: имеет возможность самореализации, проявить творчество

в работе;

Родитель: имеет возможность активно участвовать в процессе творческого воспитания своего ребенка и группы в целом;

Ребенок: его деятельность организована в соответствии

с его интересами, желаниями и потребностями.

• с его интересами, желаниями и потребностями.

Свою работу я построила на общепринятых педагогических принципах:

1. Принцип систематичности и последовательности.

Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях.

2. Принцип доступности и индивидуализации.

Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например, музыка изобразительного характера "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк».

Планируя занятия, я учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

3. Принцип гуманизации.

Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения

с взрослым и сверстниками.

4. Принцип творческой направленности.

Результатом является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

5. Принцип наглядности.

Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком

при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль. А также использовала следующие методы и приё мы:

- наглядные: использование макетов и пособий; рассматривание иллюстраций, картин; прослушивание записей.

- словесные: рассказ, беседа, игры-драматизации.

- практические: показ действий, разыгрывание ситуации, создание проблемных ситуаций, коммуникативные танцы-игры, сюжетно-образные танцы.

В совместной деятельности, работу над танцевальным творчеством я начинаю с простых импровизаций (сюжетно-образные движения, дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки,

но и целые композиции и сюжеты.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных

и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных

для каких-либо профессий.

Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей,

их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку.

На занятиях, в индивидуальной работе с воспитанниками я обращаю внимание детей на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно подготавливаю их к развернутой композиции. Воспитанникам очень нравится, что они могут сами сочинять движения, пляски, проявляя при этом все большую активность.

Преобладающий вид танцев в моей работе-это коммуникативные танцы-игры.

Так как коммуникативные танцы-игры-это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания на развитие фантазии, творчества, и т. д.

И если следовать формуле, что «учиться надо весело….», то лучшего материала для музыкально -ритмической деятельности с детьми просто не придумаешь. В игровой форме дети осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую пульсацию в музыке и речи.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Я использую

их в самых разнообразных формах работы с детьми-и на занятиях,

и на праздниках, и на развлечениях.

В процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр происходит реализация важнейших задач развития детей :

- социально-эмоциональное воспитание ребенка,

- развитие музыкальности,

- формирование двигательных навыков,

- умение ориентироваться в пространстве,

- развитие творчества.

В коммуникативных танцах-играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т. д) могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

развитие динамической стороны общения: легкости вступления

в контакт, инициативности, готовности к общению;

развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности

и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Коммуникативные танцы производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, самореализации в танце, и тем самым развитию творчества.

В ходе моей работы по данной теме я сделала вывод, что танцевальные композиции, показанные детьми на праздниках отличались разнообразием танцевальных жанров (лирические танцы, шуточные танцы, русские народные танцы) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.

Результатом своей работы считаю участие воспитанников в конкурсах, концертах, где их выступления не остаются незамеченными.

Третий этап итоговый, главной целью которого является выявление эффективности проведённой работы.

Мониторинг детей и родителей показал, что уровень творческих проявлений вырос на 60%, воспитанники стали намного собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу.

Педагоги и родители заметили, как дети стали активнее, легко исполняют танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементарные танцевальные движения.

Большинство родителей считают, что благодаря информации, полученной

в детском саду, изменились знания их детей по данному вопросу.

85% родителей охотно принимали участие в мероприятиях ДОУ.

Воспитатели используют речевые, музыкально-ритмические игры, игры

для развития творчества на занятиях и прогулках.

По итогу проделанной работы можно сделать выводы о позитивных результатах:

- дети научились самостоятельно импровизировать под музыку разных ритмов;

- воспитанники проявляют творчество в выразительном исполнении танцевальных композиций различной тематики и характера, импровизируют

в соответствующих ситуациях в повседневной жизни;

- у ребят появилось желание придумывать элементы движения к танцам, элементарные рисунки танца;

- дети творчески передают действия персонажей в танцевальных спектаклях, этюдах, с удовольствием перевоплощаются в различные образы;

- активно действуют в самостоятельной музыкальной деятельности

вне занятий и даже дома.

- у детей появилось желание придумывать элементы движения к танцам.

В дальнейшем планирую совершенствовать систему работы по развитию творческих способностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Развитие творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр
Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей посредством использования коммуникативных танцев-игр
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 15:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД