Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Иолла Амирян
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

Амирян Иолла Яшаевна,

воспитатель

МДОУ Детского сада № 8 «Теремок» г. Люберцы Московская область

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перемены, происходящие в системе образования, во многом коснулись и дошкольного образования. Изменения направленности дошкольного образования – от ориентации на формирование знаний, умений и навыков к всестороннему развитию – выдвигает на первый план задачу на выявление путей такого развития во всех возрастных этапах.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств [1].

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в детском саду не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие задачи педагогики и психологии,связанные с:

• художественным и нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности;

развитием речи, памяти, воображения, фантазии, инициативности;

• формированием эстетического вкуса.

Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению. Но сама по себе театральная деятельность не может реализовываться дошкольником. Этому способствуют творческие способности ребенка, как врожденные, так и приобретенные.

Творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире,он включает в себя следующие умения: стремление познавать мир и делать открытия; умение использовать полученные знания на практике, изобретательство; стремление видеть необычное в повседневных объектах; воображение и фантазия; проявление инициативы; интуиция; живая активность ума.

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это предоставление возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей. Всё это можно увидеть в театрализованной деятельности.

Обновление содержания дошкольного образования позволяет интегрировать приёмы и методы работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые формы взаимодействия,что и определяет цель моей работы: выявление путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

1. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной культуре, через знакомство с различными видами театра, русского народного творчества и его традициями.

2. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль, специальных умений (актер, зритель).

3. Воспитание положительного отношения к театральной деятельности, формирование желания к игровой театральной деятельности, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре разных народов.

Одним из важных направлений в организации театрализованной деятельности является создание условий, на что обращается большое внимание. Для этого были изготовлены различные виды театра (кукольный, настольный, театр картинок на фланелеграфе, теневой и др., подобраны дидактические игры, собрана подборка иллюстрированных материалов из серии «Русские народные сказки»,составлены методические разработки: «Волк и семеро козлят», «Как снеговики солнце искали» и др., для каждого возраста есть подборка игр-драматизаций, народных и подвижных игр с речью. Вместе с дидактическим материалом подобраны занимательные игры, направленные на развитие речи детей, на логическое и эмоциональное развитие: «Закончи предложение», «Мое настроение», «Маски», «Коробочка с секретом», «Веселое путешествие». Для наиболее полного погружения ребенка в театрализованную деятельность, в групповой комнате оборудован центр театрализации, где сосредоточен весь наработанный материал.

При организации работы с детьми театральной деятельности, целесообразно проводить предварительную работу, которая осуществляется через такие методы и приемы,как:

1.Художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам,беседы на разные темы: «Моя любимая игрушка», «В какие игры играть дома», «Где спят твои игрушки», «Какая любимая твоя сказка», «Любимый сказочный персонаж», «Что такое хорошо, а что такое плохо».

2. Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в аудиозаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений, обыгрывание по ролям.

3. Дидактические игры по познавательному и речевому развитию, по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию.

4. Целевые экскурсии в природу.

5. Экскурсии на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет.

6. Наблюдения за работой дворника, младшего воспитателя, медсестры, повара.

7. Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, игры-этюды, игры-драматизации.

8. Специальные консультации и мастер-классы для родителей, нацеленные на понимание и осознание почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.

Реализация задач через театрализованную деятельность способствует раскрепощению детей, снятию зажатости, обучению чувствования и художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает правильно организованная театральная деятельность.

Драматизация для моих детей ближе чем всякий другой вид творчества, потому что она непосредственно связана с игрой и содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Мои воспитанники сами сочиняют, импровизируют роли,инсценируют готовый литературный материал: «Кошкин дом», «Путаница», «Сказка о глупом мышонке» и др. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. При этом детям предоставляется возможность рисовать, лепить, изготавливать бутафории. Все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего замысла.

Частью театрализованной деятельности с детьми является мини-театрализованная деятельность во второй половине дня. Она строится на отработке техники речи – чистоговорки, языковая гимнастика, речевая гимнастика, дыхательные упражнения, скороговорки, пальчиковая гимнастика, мимика и жестикуляция. В играх-путешествиях говорим с детьми о различных видах театра, о том, как они возникли. Побуждаю детей придумывать различные истории, с которыми они учатся выходить из-за занавеса и проговаривать их с выражением, обыгрывать. Особая роль отводится развитию мимики и жестикуляции,через организацию специализированных игр: «Весёлые превращения», «Раз, два, три - повернись, в Зайчика (Мишку, Лисичку и др.) превратись», «Игры с воображаемыми предметами» (с куклой, с мячом и др.)

Особое внимание уделяется чтению произведений художественной литературы, проведению викторин,проигрыванию мини-этюдов: «На лесной поляне», «Полёт на облаках», «На морском берегу», они вызывают у детей большой восторг. Проигрываем вместе с детьми этюды на основные эмоции «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх» и др. Такие упражнения развивают у детей умение передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А игры на жестикуляцию вызывают особый задор у детей: «Уходи», «Согласие», «Просьба», «Отказ», «Плач», «Прощание» и др.

Развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Летает не летает», «Живой телефон» развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движений, воображение и фантазию.

Очень часто с детьми используем такой приём, как импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки). В начале работы дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка – совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята самостоятельно придумывают и задают друг другу темы.

Особое внимание уделяю театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для совместного творчества [4].

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое.

Итогом всех проводимых подготовительных мероприятий является спектакль.Его подготовке уделяется большое внимание: выбираются сказки или пьесы, распределяются роли по желанию детей, подбирается музыка. Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания детей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой сцене, подчеркивает ритмичность движений и настроение. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев.

С помощью музыкального фона дети слышат разные музыкальные инструменты. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры.Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, развивая познавательную сферу детей.

В репертуаре нашей театральнойкопилки появились спектакли: «Мойдодыр», «Кошкин дом», «Муха – цокотуха», «Калейдоскоп сказок А. С. Пушкина», «В гостях у Лесовушки». А зрителями наших премьер становятся сотрудники детского сада и дети других групп.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Главная особенность театрализованной игры – литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И, конечно же, ребенка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей). Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Приобщение родителей к подготовке спектаклей, способствует сближению семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, атрибутов, изготавливают вместе с детьми костюмы, маски, шумовые музыкальные инструменты, помогают в заучивании текстов ролей. И, конечно же, сами часто являются участниками-персонажами.

В работе по театрализованной деятельности использую метод проектов, который позволяет развивать у детей творческое познавательное мышление, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. В тесном сотворчестве с родителями был реализован проект «Театр», направленный на формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

Кроме того,родители активные участники тематических праздников: «Сказки золотой Осени», «Новый год», «Веселая Масленица» и др.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Он учится понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. А самое главное, они привлекают к миру театра своих родителей. Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета,где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Литература

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2006г.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: «Мозаика-Синтез», 2015г.

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

4. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: «Школьная пресса», 2000г.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 20:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...