МААМ-картинки

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

маргарита трофимова
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности

(из опыта работы)

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…. Но всех их объединяет одна, и с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Винкс, Барби, Бакуганы, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Чем можно увлечь чистую детскую душу? Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этими вопросами, пришла к выводу: помочь может театрально - игровая деятельность, так как она является самым увлекательным и популярным направлением в дошкольном воспитании. Это объясняется и спецификой этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников. Издавна театр признавался важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир (Г. И. Мерзлякова). Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию, раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Взаимосвязь театральной и игровой деятельности естественна, поскольку без правильно организованной игры трудно добиться значительных результатов в эмоциональном и творческом развитии ребёнка. Театрально-игровая деятельность — это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Театрально - игровая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем развития ребёнка. Творческая активность детей зависит от правильной организации обучения на занятиях, а также в повседневной жизни детского сада. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность. Как известно, театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребёнка - эмоциональность и подражание - являются основой развития творческих (сценических) способностей детей. Считаю, что тема «Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности», в настоящее время особо актуальна. В чём же её актуальность? В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано стремление родителей дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. Цель работы - создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей. Для достижения этой цели ставлю следующие задачи: 1. Поддерживать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, поощряя их участие в ней. 2. Вести детей к пониманию эмоционального состояния других людей и живых существ и развивать умение выразить своё, учить передавать мимикой, позой, жестом некоторые эмоциональные состояния (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый). 3. Развивать способность удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий в знакомых произведениях. 4. Сформировать у детей коммуникативные качества и партнё рские отношения: учить соотносить свои интересы и желания с интересами других детей. Также использую в работе следующие методы и приё мы обучения: Показ и объяснение; Знакомство с правилами игр и их разучивание; Рассматривание предметов и атрибутов; Чтение и рассказывание художественных произведений; Беседы;

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности» размещена в разделах

Вопросы; Заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок Пальчиковая гимнастика; Загадывание и отгадывание загадок; Работа над этюдами; Имитация движений и звукоподражание. Учитывая требования ФГОС, использую интеграцию театрально-игровой деятельности в образовательные области. Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки. Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д. Игры – драматизации Разыгрывание разнообразных песенок и стихов Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д. Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого Подвижные речевые игры с персонажами сказок Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия). Интеграция в художественно-эстетическую область развития : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д). Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку. Интеграция с познавательной областью развития : конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «Лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние ( например: волшебный мешочек) Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы. Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, опробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью: Выразительное чтение литературного произведения Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные) Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.). Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.) Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. Распределение ролей Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки Работа над ролью : Составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр, сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя; работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.

- работа над речью работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации - работа над характером роли - работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли

Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

Заключительный этап. Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Из практики работы сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче и проще, быстрее, если её обыграют. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведения занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и следовательно, не играют особой роли в его развитии. Например: знакомя детей с представлением деления предмета на равные части по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее и знания гораздо прочнее. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. При обучении детей средствам речевой выразительности, использую, знакомые и любимые сказки, которые представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться выразительными средствами в сочетании (речь, напев, мимика, движения). Но не сразу и не каждый ребёнок согласен был выступать в той или иной роли какого-либо персонажа. И чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения старалась строить работу так, чтобы каждый. Для этого в группе созданы благоприятные условия: Имеется уголок театрализованной деятельности. В нё м широко представлены: - различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр) - реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (различные ширмы, набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит) Также в группе есть книжный уголок, музыкальный центр. Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители изготавливают вместе с детьми костюмы, помогают в заучивании текстов, ролей. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы. Одной интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлений в качестве актеров и в совместно – проектной деятельности «Театр и семья». Целью, которой является объединить детсад и семью в единый коллектив, а так же развить интерес к театру. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации ввиду консультаций. Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей. Вместе с музыкальным руководителем подбираем музыкальные произведения, разучиваем их, работаем над постановкой танцев. Делимся своим опытом с коллегами.

Перспективу работы вижу в том, чтобы сформировать у детей чувство причастности к театру, как виду большого искусства. В том, чтобы от возраста к возрасту у ребёнка увеличивался объём представлений, знаний изобразительных умений через своё понимание мир, свой личный опыт, через своё «Я». Чтобы познанное ребёнком творчески трансформировалось и приобретало свой колорит, свои особенности, индивидуальность и способствовало развитию его духовности. Через несколько лет наши дети вырастут, станут взрослыми полноценными жителями России. Искорки творческого мастерства, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий взрослый интерес к творчеству. Приобщая детей к театральному искусству, стремлюсь воспитывать у них художественный вкус, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, сделает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрально-игровой деятельности
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 18:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД