Лучший педагог года

Развитие у детей с ОНР творческих способностей и связной речи посредством приемов нетрадиционных техник рисования

Надежда Гурьянова
Развитие у детей с ОНР творческих способностей и связной речи посредством приемов нетрадиционных техник рисования

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера изобразительного искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию творческой активности личности.

Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала, развитию творческого воображения в наибольшей степени способствует изобразительное искусство.

Публикация «Развитие у детей с ОНР творческих способностей и связной речи посредством приемов нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

На занятиях по изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

В системе воспитания и обучения важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.

Применение нетрадиционных техник на занятии по изобразительной деятельности способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Как известно, дети с общим недоразвитием речи часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Кроме этого, нетрадиционные техники также как и другие виды продуктивной деятельности, благоприятны для развития речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Этим определяется ее связь с коррекционным обучением.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты и нетрадиционные техники рисования. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития.

Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки.

На занятиях изобразительной деятельностью успешно развиваются коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.

Дети с речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы).

Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», мокрую бумагу, нитки, поролон. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости

по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере.

Такие условия, как:

• широкий подход к решению проблемы;

• проявление творчества в художественной деятельности;

• атмосфера творчества;

• единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними;

• комплексное и системное использование методов и приёмов;

• бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

• овладение детьми способами изображения

• обучение;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку;

• использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей детей с ОНР мы применяем занимательные занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Систематически занимаясь с детьми с ОНР нетрадиционными техниками рисования мы пришли к следующим выводам:

1. В проведенной нами работе были выявлены следующие особенности развития творчества у детей с ОНР в изобразительной деятельности: передача эмоциональности при помощи различных оттенков; задействование наибольшего пространственного положения; тщательное обдумываниекомпозиционного замысла и подбор изобразительных средств выразительности; отображение индивидуального ритма в основном замысле; нахождение оптимальных сочетаний изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения в создании ярких и необычных образов.

2. Развитие творчества у детей с ОНР связано с овладением ими практическими умениями в изобразительной деятельности, в том числе умением самостоятельно находить, использовать и отображать нетрадиционным способом изображения окружающей действительности в повседневной жизни.

3. Нами было уточнено содержание понятия «творчество» применительно к детям с ОНР на занятиях по рисованию. Под изобразительным творчеством детей с ОНР мы понимаем деятельность по созданию субъективного нового продукта посредством оптимального сочетания изобразительного материала и способа нетрадиционного изображения.

4. Выявили своеобразное сочетание дидактических принципов, методов и приемов воздействия, позволяющих развить творчество детей в процессе изобразительной деятельности, что, в свою очередь, приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

5. Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующая развитию творчества и динамическому изменению речи. Коррекционно-развивающие методы интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению.

6. Ориентация на психологические и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР выступает необходимым основанием не только для развития творчества, дающее ребенку адекватные способы творческого самовыражения и саморазвития, но и развитию речи на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

7. В диагностической части установлены значимые изменения по факторам, принятым в качестве показателей развития творчества. Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи в процессе использования нетрадиционных техник рисования привело не только к всестороннему развитию дошкольников, но и дало средства их использования для самовыражения и самораскрытия.

8. Установлено наличие позитивной тенденции к появлению у детей с общим недоразвитием речи, внутренней потребности к творческому самовыражению через различные виды продуктивной деятельности.

Проведенная на практике работа показала эффективность использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным, так как это способствует творческой активности детей, а значит и развитию детского изобразительного творчества.

Литература:

1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей [с. 4, 6] / Т. И. Артемьева. – М. : «Наука», 1997.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [с. 3,5] / Д. Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр "Академия".2002. – 32 с.

3. Гаврина, С. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать [с. 11, 12, 14] / С. Гаврина. – Ярославль, 1997.

4. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [с. 22] / Г. Г. Григорьева. – М., 2000.

5. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [с. 3] / Г. Н. Давыдова. – Часть 1, Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

6. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [с4, 15] / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.

7. Комарова, Т. С. Как научить ребенка рисовать [с. 4] / Т. С. Комарова. – М., 1998.

8. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [с. 6, 8, 13] / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова – М., 1987.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей с ОНР творческих способностей и связной речи посредством приемов нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 14:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД