Анна Яхнова
Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «синтез искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии «Синтез искусств»
В ряду разнообразных видов искусств музыка по праву занимает особое, значимое, и можно сказать, ведущее место в эстетическом и художественном воспитании ребенка. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Музыка способна передать неуловимые другими видами искусства оттенки чувств, эмоций, переживаний. Особенно чувствительны и восприимчивы к музыке дети. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремиться проявлять себя в пении, в танце, в игре на музыкальных инструментах. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Дети пытаются передать характер услышанной музыки в мимике, движении. А как сложно, порой, бывает выразить впечатление о музыке словами.
Публикация «Развитие восприятия музыки у дошкольников посредством использования технологии „синтез искусств“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Анализ проведенной диагностики развития музыкальных способностей детей показывает, что уровень развития восприятия дошкольников не достаточно высок. Подобная картина наблюдается в большинстве дошкольных образовательных учреждений. Как же помочь ребенку научится высказываться о музыке более развернуто и эмоционально, научить его слышать чуть больше чем кажется на первый взгляд, чувствовать музыку всеми гранями своей души? Ответ на этот вопрос не прост. Множество методик современного дошкольного воспитания не дадут результатов, если мы будем пытаться использовать их по отдельности. Здесь важен комплексный взгляд на проблему. В этом поможет обращение к смежным видам искусств. Поэтому так важно использовать в музыкально-воспитательной работе полихудожественный подход, и вытекающую из него технологию «Синтез искусств». Данная технология предполагает использование на музыкальных занятиях других видов искусств – живописи, художественной литературы, танца. Дети выражают свои впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке, исполняют пластические этюды, озвучивают фрагменты стихотворений, подбирают иллюстрации, соответствующие характеру музыки.
В нашем детском саду на занятиях в музыкальном зале, дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное. Свои впечатления они передают в разных видах художественного творчества, музыкальном, изобразительном, театральном, литературном. Реализация программы «Синтез искусств» проходит в разнообразных формах занятий. Одной из интересных инновационных форм работы является «Музыкальная гостиная». Мной составлена авторская программа, по которой в течение года дети посещают доминантные и интегрированные занятия по слушанию музыки, на которых они выполняют творческие задания после прослушивания и анализа музыки. Дети передают настроение музыки в цвете, в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети «озвучивают» сказку или придуманные ими истории к собственным рисункам на сказочную тему. Ребята самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, разбиваются на небольшие группы, каждые из которых «озвучивает» рассказ о событиях, произошедших с героями в начале, середине, конце сказки.
Среди интересных тем нашей Музыкальной гостиной можно отметить такие, как «Осень в музыке, поэзии и живописи», «Времена года», «Картинки с выставки: Мусоргский и Гартман», «Морское путешествие в «Сказку о Царе Салтане» : Римский-Корсаков, Пушкин, Врубель», «Художник рисует музыку» Особенно интересной была игра-путешествие по сказке-балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети вспоминали сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживляли её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами об этом в музыкальных произведениях.
Применение технологии «Синтез искусств» положительно сказывается на качестве восприятия музыки у дошкольников. Высказывания детей о музыке становятся более развернутыми, глубокими и интересными. Их речь, воображение, образное мышление развиваются. Интеграция различных видов искусств на музыкальных занятиях способствует повышению общей культуры дошкольника, формированию его эстетических качеств.