Лучший педагог года

Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Мария Нарожная
Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

УДК 159.923.2

М. Г. Архипова

студентка 2 курса магистратуры группы 580352

ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация

Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Аннотация

Публикация «Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах

В данной статье рассмотрен эмоциональный образ Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, также рассмотрены различные теоретические подходы к пониманию эмоций. Показано, что проблема развития эмоциональной сферы и эмоционального образа Я есть одновременно и проблема развития Я – концепции личности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, их самоотношения и социально адаптированного поведения.

Ключевые слова

Младшие школьники, эмоциональный образ Я, Я – концепция, умственная отсталость.

При анализе когнитивной стороны составляющей смысла "Я", нам важно затронуть вопрос о его эмоциональной составляющей : аффективное значение должно отображать эмоциональный тон образа "Я". Актуальность исследования состоит в том, что развитие эмоционального Я детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью характеризуются : незрелостью эмоций и чувств, из-за этого у них слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [5, c. 56].

Так, И. С. Кон указывает на самоуважение и определяет его как итоговое измерение "Я", которое может выражать меру приятия или неприятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, а также производное от совокупности отдельных самооценок личности [7, c. 155].

К. Изард, в свою очередь, подчеркивает, что эмоции это специфические субъективные переживания, которые порой очень ярко окрашивают то, что мы ощущаем, воображаем, мыслим [6, c. 215].

Например, П. Милнер считает, что отличать эмоции (гнев, страх, радость и т. п.) от общих ощущений возможно (голода, жажды и т. д.). Тем не менее, они обнаруживают много общего, и их разделение является условностью. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции [8, c. 325]

Так, согласно П. В. Симонову, эмоции определяются как форма психического отражения, которая в виде различных переживаний отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение [10, c. 275] Кроме особенностей развития эмоционального образа Я у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, у детей с ОВЗ имеются психологические особенности развития в таких сферах как : ценностные ориентации, самооценка, самоощущение, Я – концепция. В то же время, ценностные ориентации, самооценка, самоощущение и Я – концепция могут быть проявлением и фактором, формирующим эгоцентризм в случае их направленности на себя. Естественно Образ Я непосредственно является составляющей Я – концепции, который представляет собой сложное психическое явление и оно, в свою очередь, не сводится к осознанию своих качеств (отношение к себе, а сводится к тем качествам,

которые выражаются в совокупности самооценок [1, c. 25; 2, c. 26].

Сравнительный анализ особенностей развития эмоционального образа Я показал, что у детей младшего школьного возраста в норме и у младших школьников с умственной отсталостью развитие эмоциональной составляющей образа Я имеет свои особенности. Так нормально развивающиеся школьники младших классов, согласно Т. Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различают положительные эмоции, чем отрицательные при этом им трудно отличить страх от удивления. Вместе с тем у них возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [9, c. 140].

В то время как у умственно-отсталых младших школьников проявляются симптомы нарушения развития эмоциональной сферы такие как : раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации, отсутствие формирования социальных чувств. Также существенные трудности у них вызывает понимание эмоциональных состояний, как по мимике и пантомимике, так изображённых на картине персонажей. В частности они допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым [4, c. 113].

Исходя из того, что развитие эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью деформировано, то и развитие эмоционального образа Я, входящего в Я - концепцию, существенно нарушается. Вследствие этого у таких детей отмечена низкая самооценка, неуверенность в себе, слабость, уязвимость личности, нарушения в формировании и развитии социально-адаптированного поведения.

Поэтому большой интерес к данной проблеме обозначен пониманием того, что самооценка и самоощущение, как составляющие образа Я, представляют собой ядерное основание личности, которые определяют все стороны ее жизнедеятельности. Исходя из вышесказанного, важно понимать закономерности развития этих структур в онтогенезе, что позволяет определить пути профилактики дальнейшего нарушения личностного развития ребенка с умственной отсталостью [3, c. 27].

Список использованной литературы:

1. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / Под общ. ред. А. В. Иващенко. М. : МОСУ, МГСА, РПО, 2001. 40 с.

2. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований //

Акмеология. 2012, № 3 (43). С. 26–31.

3. Агапов В. С. Системное изучение Я - концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013,

№ 1 (45). С. 27–30.

4. Вилюнас В. Психология эмоций. «Питер» М. 2004. – 299 с.

5. Джемс У. Психология. - М. : Педагогика, 1991, 80 с.

6. Изард К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. – СПб. : Питер, 2012. – 496 с.

7. Кон И. С. «Открытие Я» М., Политиздат, 1978. 367 с.

8. Милнер П. «Физиологическая психология». – М. : «Мир», 1973. – 644 с.

9. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. ,1998. – 200 с.

10. Симонов. П. В. «Информационная теория эмоций. Хрестоматия по психологии. Часть I ЭМОЦИИ И ВОЛЯ». М., 1987. – 447 с.

© Архипова М. Г., 2017

Публикации по теме:

Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.

Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Развитие речемыслительной деятельности у детей с умственной отсталостью Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматривается в контексте современных психолого-педагогических исследований, как основной.

Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Дошкольный возраст – благодатный.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изодеятельности Задержка психического развития относится к разряду временных отклонений в психическом развитии. При задержке психического развития отмечается.

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Ульяновск 2017 Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда.

Развитие эмоциональной сферы у детей 5–7 летРазвитие эмоциональной сферы у детей 5–7 лет Эмоции это процесс, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Содержание эмоций меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 08:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД