Папки-передвижки

Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Овчинникова Нина
Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Овчинникова Нина Ивановна

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. Наиболее продуктивное развитие словаря происходит именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей значительно увеличивается словарный запас, происходит освоение смысловой стороны речи. К 3–4 годам уже формируется основная речевая база, активно развивается речевой аппарат, накапливается словарный запас. К 4 годам количество слов в активном словаре достигает 1900.

У ребенка через ознакомление с предметным миром пассивный словарь переходит в активный. Когда ребенка знакомим и закрепляем знания о предметах ближайшего окружения, активный словарь пополняется словами, которые обозначают мебель, одежду, посуду, игрушки и т. д. Так же словарь пополняется, когда вместе с детьми рассматриваются части предметов, похожие предметы, например пальто и шуба, табурет и стул и т. д.). Предметный мир имеет очень большой спектр, это и цветовая гамма, форма и величина предметов, ориентировка в пространстве и во времени, все это способствует расширению словарного запаса младших дошкольников. Следовательно, словарь детей младшего дошкольного возраста активно обогащаются словами, которые обозначают окружающие их предметы.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В силу нагляднодейственного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Активизация словаря ребенка младшего дошкольного возраста во многом зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, которая играет роль стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, к тому же она обогащает личностное развитие и способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей.

Стоит обратить особое внимание на обогащение развивающей предметно-пространственной среды в центре речевого развития и литературного центра специально подобранными дидактическими играми, а также игровыми пособиями, дидактическим материалом, игровыми заданиями направленных на активизацию словаря детей младшего дошкольного возраста.

Также не менее важной является организация пространства речевой среды, направленной на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста, решать такие задачи развития словаря детей младшего дошкольного возраста как : формировать умение правильно называть предметы или объекты окружаю-щей действительности; формировать умение точно давать качественную характеристику предмету или объекту; формировать умение называть действия; формировать умение обобщать предметы и объекты, точно их называть.

Помогает и работа с родителями например через семинары : «Активизация словаря в младшем дошкольном возрасте», «Как развивать словарь детей дома».

На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире необходимо увеличивать запас слов, с помощью РППС постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов у детей младшего дошкольного возраста (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные, уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки»Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста «Пчелки» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня, я расскажу о том какую Предметно-пространственную развивающую среду, я постаралась создать.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе среднего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возрастаПредметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста (воспитатель Кузьмина И. М.) Цель: сконструировать.

Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста)Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.

Предметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПредметно-развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий.

Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста Одна из важных условий образовательной работы в группе раннего возраста, является создание развивающей предметно-пространственной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 11:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД