Татьяна Малышева
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе организации развивающей среды необходимо учитывать основные и специфические требования к РППС в ДОУ по ФГОС.
Наполнение среды должно отражать не только возрастные особенности детей, но также специфику реализации образовательных программ, региональные, социокультурные или климатические особенности. Выделяют шесть критериев, характеризующих РППС в ДОУ по ФГОС:
Содержательно-насыщена:
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания: игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами и т. д.
Спортивные игрушки и пособия для физического развития, ПДД, основ здорового образа жизни.
- Оснащение сюжетно – ролевыми играми и принадлежностями к ним (уголок для игр мальчиков /девочек; уголок ряженья/ театрализации; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Строитель» и др.).
- Оснащение уголков свободной творческой деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности, уголок ряженья у малышей);
- Материал по познавательно – речевому развитию.
- Содержание и оформление уголка природы по возрасту. Календарь погоды и природы, иллюстрации и стихи по временам года, оборудование для работы в уголке природы, оборудование для проведения опытно-экспериментальной деятельности, огород на окне.
Трансформируема:
Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональна:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативна:
Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступна:
Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасна:обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья (отсутствие сломанных игрушек, отсутствие мелкого игрового оборудования в группах раннего возраста, отсутствие стеклянных предметов, отсутствие сломанной мебели);
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
Социально – коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно – эстетическая;
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!».
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.