Папки-передвижки

Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по познавательному направлению

Светлана Ишмуратова
Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по познавательному направлению

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

В соответствии с требованиями программы 60% отводится на реализацию основных образовательных областей, а 40% программы формируется участниками образовательного процесса. Большое значение для развития дошкольника имеет реализация парциальных программ, которые способны обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного образования в ДОУ и качества образования в целом.

Публикация «Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по познавательному направлению» размещена в разделах

Парциальные программы:– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности.

Цель введения парциальных программ - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

В нашем учреждении работают и функционируют 3 парциальные программы по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию.

1. Парциальная программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Программа имеет цель: формирование у дошкольников осознанно - правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.

3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека;

4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 - 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог».

В структуре программы выделяются следующие основные разделы:

1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания».

3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания».

4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».

5. «Жизнь растений и животных в сообществе».

6. «Взаимодействие человека с природой».

Реализация программы осуществляется по следующим принципам:

1. Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.

2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.

3. Постепенное познавательное продвижение детей.

4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.

5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.

Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в экологической комнате и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.

2. Парциальная программа авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации используется для дополнительного образования.

Цели и задачи реализации Программы

Цели:

• расширить представление о жанрах устного народного творчества;

• показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

• воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

• содействие атмосфере национального быта;

широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;

• учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

• знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно - воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Программа «Дошкольный фольклор» имеет следующие разделы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала - праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

3. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.

Целью программы является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Задачи:

• создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;

• научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;

• научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т. п. ;

• сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;

• применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;

• отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года.

Основные принципы работы:

Принцип полноты. Содержание программы реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.

Принцип сезонности. По возможности используются местные условия.

Принцип интеграции. Данная программа реализуется как составная часть ООП. Прежде всего, это касается областей «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» и режимных моментов.

Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.

Принцип преемственности ДОУ и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Основные направления работы

• Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения.

• Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Таким образом занимаясь работой по реализации дополнительных парциальных программ, можно отметить их социальную и практическую значимость; и главное, что в детском саду создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе, повысился имидж дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отчет о кружке дополнительного образования «Кисточка» в старшей группе Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по познавательному направлению
Опубликовано: 20 августа 2021 в 05:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД