Папки-передвижки

Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ

Валентина Соколова
Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара

Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через технологию проектирования

Соколова В. М., воспитатель

Груздева Н. Ю., воспитатель

Резвых Л. Ю., учитель-логопед

Сыктывкар,2022

1. Пояснительная записка 3

2. Цель и задачи применения технологии проектирования в образовательной деятельности с дошкольниками.

6

Публикация «Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах

3. План реализации этнокультурного содержания через технологию проектирования.

7

4. Этапы проведения и реализации проекта.

9

5. Список литературы

13

Содержание

Приложение 1. Презентация «Книжный уголок группы №9»

Приложение 2. Видеоролик "Мы любим свою Республику Коми»

Приложение 3. Презентация «Лепбук –коми край наш северный

Приложение 4. Презентация проект с детьми старшего дошкольного возраста «Коми край мой родной»

Приложение 5. Игровое путешествие по городам Республики Коми с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.

Пояснительная записка

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста,дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Поэтому в практике нашей работы мы стали достаточно активно использовать данный метод, и хотим поделиться опытом своей работы в данном направлении.

Таким образом, метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цельи задачи применения технологии проектирования в образовательной деятельности с дошкольниками

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Задачи:

Пополнить знания детей о родном Коми крае, городе (история, символика, достопримечательности, улицы, площади)

Расширить представления детей о родном крае и его богатствах (растительный мир, животный мир)

Способствовать возникновению интереса к родному краю, городу

Развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности

Воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине

Развивать интерес участников образовательного процесса к коми культуре через приобщение к информационным ресурсам (СМИ, сайты социальных партнёров и т. д.)

Привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини-музея группы «Коми край наш северный» к творческой работе по реализации проекта.

Развить желание участвовать в процессе совместной проектно- исследовательской деятельности.

План реализации этнокультурного содержания через технологию проектирования

Цель проекта: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, способствующих поддержке детской инициативы для формирования духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

1. пополнить знания детей о родном Коми крае, городе (история,символика, достопримечательности, улицы, площади);

2. расширить представления детей о родном крае и его богатствах (растительный мир, животный мир);

3. способствовать возникновению интереса к родному краю, городу;

4. развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности;

5. воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

6. воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малойРодине.

7. развивать интерес и любовь к коми народной музыке, вызывать желание играть на коми инструментах.

8. привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини-музея группы «Коми край наш северный».

Тип проекта: творческий, коллективный, долгосрочный

Участники: дети (5-7лет, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители (законные представители, социальные партнеры.

Ожидаемые результаты:

- сформированы знания о родном крае, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края;

- будут проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности;

- станут активными участниками в выставках, конкурсах, приобретут навыки социального общения с взрослыми;

- сформируется чувство гордости за свой город, край;

-называют некоторые виды комиорнамента, их значение и особенности, умеют составлять узор из выбранных элементов.

- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

-обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

- повышение компетентности родителей присовместном с реб нком поиске, исследовании и изучении культуры родного края.

- работая над проектом, у детей дошкольного возраста развивается: творческое начало, воображение, изобретательность, способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Этапы проведения и реализации проекта :

I. Подготовительный:

1. Обсуждение идеи проекта педагогами группы.

2. Теоретическая подготовка педагогов к реализации проекта.

3. Разработка перспективного плана.

4. Ознакомление с проектом родителей (законных представителей)

5. Организация экскурсий в парки, с целью ознакомления с природой города.

II Основной этап

1. Открытие книжного уголка «Люби и знай свой Коми край» :

- методические пособия, брошюры, журналы, открытки по знакомству детей дошкольного возраста с Республикой Коми

- карта Республики Коми

- сказки, стихи, рассказы, загадки, скороговорки писателей Республики Коми - книжки-самоделки, книжки-малышки

- лепбук «Коми край наш северный».

Важную роль в развитии у детей познавательных способностей о Коми крае имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы, сказки, стихи, скороговорки, рассматривать иллюстрации. Книжный уголок в помещении группы представляет собой тихую зону с полками/стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей. Уголок уютный и привлекательный для маленьких читателей, который содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников. Центр оформлен картинками с изображением известных детям литературных персонажей: герои сказок, рассказов, былин. В книжном уголке есть хозяин персонаж-игрушка, который следит за книгами и всегда рад ребятам. Для уголка-библиотеки выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию привлекаются родители воспитанников. Замечательное украшение - рисунки, раскраски и пластилиновые, глиняные поделки на тему литературных сюжетов.

2. На основе любимых книжных историй проводились игры-драматизации и разучивались диалоги по ролям. Дети в стихах рассказывали о красоте своей Республике Коми.

3. Обустройство мини – музея «Коми край наш северный» :коллекция музейных предметов, отражающих быт коми:предметы из бересты, посуда из глины, самовар, коми шаньги, куличи, баранки, выполненные детьми из теста для сюжетно-ролевых игр, коми национальный костюм.

Расписанные предметы из дерева и глины в наш музей представила «Детская школа художественного ремесла» с. Вильгорт.

4. ОО «Познавательное развитие»

-проведение цикла познавательных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

«Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина», «Достопримечательности моего города», «История моего города», «Природа моего края».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-рисование «Знакомство и рисование нового коми орнамента», «Украсим варежку»; раскраски «Национальный костюм малица» (цветные карандаши);пластилинография «Укрась одежду»»;

-конструирование: «Моя улица», «Город в котом я живу»;

-музыка: рассматривание альбома, презентация «Коми народные инструменты», обучение игре на коми музыкальных инструментах, знакомство с музыкальной коми игрой «Как тебя зовут».

ОО «Речевое развитие»

-знакомство с коми сказками: «Сказка про то, как Пера Богатырь спас Зарань», «Кто главнее?» «Лесной человек – Ягморт», «Ема», «Сказочный север», «Чукля»;

-викторина «Сказки коми писателей»;

-чтение стихотворений Коми писателей П. Образцов «Мороз», В. Демидов «Семицветные стихи», А. Журавлев «Река Уса», «Сказка Тундры»;

-заучивание считалки на коми языке;

драматизациякоми сказки «Пузырь, лапоть и мышь»

ОО «Физическое развитие»

- подвижные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Чум», «Прыжки через нарты», «Воробей», «Совушка», «Луна и солнце»;

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-экскурсии в музей «Коми край наш северный»;

-ролевые игры: «Оленеводы», «Рыбалка», «Коми-посиделки»;

-дидактические игры: «Домино», «Круги Луллия» «Символика Республики Коми», «Обведи по контуру», «Найди пару», «Коми изба», «Одень куклу», Укрась рукавичку»;

-Лепбук «Коми край наш северный»,Панно «Карта Республики Коми»

5. Сотрудничество с ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми» - непосредственно образовательная деятельность «В гости к оленеводам»

6. Сотрудничество с партнерами детской школы художественного ремесла

Изостудия «Гончарик» с. Выльгорт.

7. Участие в конкурсе «Всероссийский творческий конкурс «Коми мир-2021», посвященный 100-летию Республики Коми

8. Конкурс в МБДОУ «Детский сад№60 компенсирующего вида»- «Лучший центр по этнокультурному образованию» - I место

9. Участие в городском конкурсе на лучшее оформление учреждения с использованием государственной символики, государственных языков Республики Коми и элементов коминационального колорита. Номинация «Лучший книжный уголок».

III. Презентационно - завершающий

1. Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта.

2. Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.

3. Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя мой край родной»

4. Составление картотеки игр

5. Выставка детских рисунков и фотографий в детском саду

6. Игровое путешествие по городам Республики Коми с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.

7. Отчет о выполнении и результатах работы

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали»

Анализпроведенной работы.

Список литературы

1. Сухановский Алексей. ЗАРНИ ЛОВ. Золотая Душа Коми. Том XIII. – Архангельск: СК - Россия, 2009, - 303с.

2. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем /Методические рекомендации/. – 2-я часть – Сыктывкар: Коми Республиканский институт усовершенствования учителей, 1990.- 84с.

3. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем /Методические рекомендации/. – 3-я часть – Сыктывкар: Коми Республиканский институт усовершенствования учителей, 1990.- 99с.

4. Токарева Н. Н. Литературное чтение. 1 класс: Учебник для изучающих коми язык как неродной. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013. – 128с.

5. Рочев Ю. Г. Коми старинные детские игры для младшего школьного возраста. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988. – 23с.

6. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. – М. : Наука, 1980. – 237с.

7. Ванеев А. Е. Лось Васька. – Сыктывкар: АУ РК «Редакция журнала «Арт», 2011. – 24с.

8. Бабин В. Л. Лесные качели. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2003. – 63с.

Публикации по теме:

«Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды«Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды ««Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды» Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Конспект коррекционно-развивающей НОД в старшей группе «Охранники природы»Конспект коррекционно-развивающей НОД в старшей группе «Охранники природы» Коррекционно – развивающая НОД с детьми в дошкольной старшей группы по теме: «Охранники природы» Педагог-психолог: Ефременко И. А. Цель:.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУЦентр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Ахи-страхи!»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Ахи-страхи!» Предполагает подгрупповую форму проведения (не более 8-10 детей) и предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)..

Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров»Сценарий коррекционно-развивающей деятельности «Победители монстров» Разработчик: Морозова Анна Вячеславовна, педагог-психолог 1 квалификационной категории, 2020г. Возраст: 5 – 6 лет (старшая группа, подгруппа.

Автор публикации:
Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 14:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Соколова (УИ 226182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД