Лариса Оксинтий
Речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Умение говорить – великое искусство, которое человек начинает осваивать в раннем детстве. Речь ребёнка отражает то, что он видит, слышит и чувствует. Колыбельные, которые поёт мама, прогулки с папой в парке, первые самостоятельные открытия, поступки, успехи и неудачи.
Виктор Гюго был убеждё н что: «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст».
Нам с вами повезло. Мы свидетели становления речи детей, их терпеливые проводники в мир великого и могучего русского языка.
Публикация «Речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
Речевое развитие дошкольников – одна из важнейших образовательных областей. Она красной нитью проходит через все процессы взаимодействия взрослых и детей в детском саду.
Основополагающим компонентом развития речи в дошкольном возрасте является воспитание звуковой культуры речи. В процессе подготовки и проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» обязательно планируем работу по воспитанию звуковой культуры речи.
Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента их прихода в детский сад. Малышей необходимо приучать отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, обращать внимание на сходные по звучанию слова, побуждать к произнесению звукоподражательных слов. Для достижения этих задач используем различные речевые игры. Многие из них мы применяем в своей практике, но есть и незаслуженно забытые.
Некоторые же известные речевые игры следует разнообразить, расширяя, тем самым, их педагогический эффект.
Например, в играх «Угадай, чей голос» и «Кто как кричит» можно ввести звукоподражание в разном темпе и с разной силой. Как кричит папа-бык, мама-корова, сынок-телёнок.
В игру «Чудесный мешочек» легко добавить «речевой» компонент, положив в мешочек предметы, названия которых содержат определённый звук. Например: шар, шапка, шишка, мишка, лягушка, катушка, карандаш, машина.
Чтобы научить детей внимательно слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу, закрепить навыки правильного произношения звуков используем игры: «Доскажи словечко», «Какое слово потерялось».
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку … (мячик)
В старшем возрасте заменяем эти игры другими. Например: «Закончи стихотворение» :
Заяц громко барабанит
Он серьёзным делом … (занят)
Такая игра не только решает речевые задачи, но и активизирует мыслительную деятельность ребёнка, знакомит его с рифмой.
Во время подвижных игр обязательно чётко произносим слова, показываем детям интонацию. Для занятий по развитию речи рекомендуется выбирать игры, которые помогут ребятам произносить различные звуки.
Тише мыши…
Тише мыши…
Кот сидит на нашей крыше
Мышка, мышка берегись
И коту не попадись!
Застенчивым, тревожным детям бывает трудно вместе со всем остальными повторять слова и звуки. Элементы театра и театрализованные игры прекрасно помогут им раскрепоститься. А пальчиковая гимнастика не только развивает речь и мелкую моторику, но и способствует осмыслению и структурированию трудных понятий.
Например, дети часто путают названия пальцев. Предложите им такую игру, и они всё прекрасно запомнят:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
А мизинец-малышок
Сам забрался на порог!
Вместе пальчики-друзья
Друг без друга им нельзя! (Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей)
Не получается усвоить времена года? Играем пальчиками и познаё м мир:
Зима приходит каждый год
Мороз трещит и снег идёт
Пройдут три месяца. Весной
Проснётся ёжик под сосной
На дереве набухнут почки
Появятся листочки
Цветы украсят снова сад
И с юга птицы прилетят
Весна уступит место лету
Всё будет солнышком согрето
Мы будем плавать и нырять
В песочнице с песком играть
За летом следом будет осень
Нам урожай она приносит
Так много фруктов, овощей
Но станет снова холодней
Увидим яркий листопад
И птицы снова улетят
Мы подождё м еще и вот:
Зима опять нам снег несёт! (Оксинтий Л. В.)
Порой бывает трудно научить ребёнка слышать определённые звуки в словах. Замечательное стихотворение «Игра в слова» Агнии Барто выручит нас в такие моменты:
Скажи погромче
Слово "Гром" -
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
"Шесть мышат" -
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
"Кукушка на суку"
Тебе послышится:
"Ку-ку".
А скажешь слово
"Листопад"
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Скажи "Родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.
Настоящей палочкой-выручалочкой на занятиях для меня стала русская народная культура. Малые фольклорные жанры просто созданы для того, чтобы знакомить детей с родным языком.
Загадки помогают развивать слуховое внимание, закрепить правильное произношение звуков в словах:
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка
Попадает в ловушку
И комар и мушка! (Лягушка)
Скороговорки и чистоговорки способствуют закреплению правильного произношения звуков:
Стоит цапля у болотца
Улыбается, смеётся.
Нагнись в корытце
Напейся водицы.
А считалки прекрасно развивают голосовой аппарат, темп речи, вырабатывают отчё тливую дикцию:
Среди белых голубей скачет шустрый воробей
Воробушек, пташка, серая рубашка,
Откликайся, воробей, выбегай-ка, не робей!
Настоящим открытием для меня в своё время стали перевёртыши - небольшие, кажущиеся нелепыми, стихотворения, в которых, непременно, происходит путаница.
Наши кошки живут в гнезде
И летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
«Кар, кар!»
Они не только веселят ребёнка, но и побуждают его к мыслительной деятельности, выявлению причинно-следственных связей. Исправление таких шуточных «ошибок» позволяет детям лучше понять освоить родной язык.
В своей практике часто даю детям этимологию слова. Объясняю его происхождение. Такую работу можно начинать уже с младшего дошкольного возраста. При целенаправленной работе по знакомству детей с этимологией в старшей группе заметен колоссальный результат: дети сами могут понять значение слова, исходя из тех слов, от которых оно произошло.
Развитие речи легко интегрируется с другими образовательными областями. Например, во время любой образовательной деятельности мы проводим физкультминутки.
Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте можно предлагать провести знакомые физминутки кому-то из детей. Это активизирует речь ребят, повышает эмоциональный фон, укрепляет веру детей в собственные силы.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что вы узнали что-то новое. Буду очень рада, если этот опыт пригодится вам в работе.