КАТЕРИНА ЩЕРБИНИНА
Речевое развитие дошкольников посредством технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством технологии „Сказочные лабиринты игры“ В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, я вижу, как осознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение.
Углубленно работая несколько лет над логико-математическим развитием дошкольников, предположила, что помочь ребенку справиться с речевыми проблемами может образовательная технология «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.
Была поставлена цель : создать условия для речевого развития старших дошкольников посредством образовательной технологии «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.
Задачи:
1. Обучающая: совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык коммуникативной культуры – умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач.
2. Развивающая : развивать гибкость мышления, доказательную речь, способность придумывать необычные решения, видеть противоречивые свойства в предметах и явлениях,
3. Воспитательная: воспитывать готовность помогать тому, кому трудно; формировать дружеские взаимоотношения.
Создавать условия мы начали с приобретения и изготовления с помощью родителей дидактических пособий: «Геоконт», «Коврограф», «Счетовозик», «Змейка», «Квадрат Воскобовича», «Геовизор», «Прозрачные квадраты «Нетающие льдинки», «Волшебный лес».
Провели мастер-класс для родителей, на котором познакомили их с данной технологией и совместно создали панно «Сказки фиолетового леса».
Занятия с детьми организовывались 2 раза в неделю в вечернее время, по подгруппам и индивидуально, в соответствие с перспективным планированием.
При проведении занятий с использованием пособий «Геоконт», «Нетающие льдинки», «Чудо-крестики» дети придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, сочиняют рассказы, например, «Какой бывает сказочной зима?», беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения.
В детской деятельности используются такие игры на буквенный анализ слов, как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Геоконт», «Шнур-затейник» составление букв из частей по графическому образцу, придумывание и видоизменение слов. Коллективное составление слов из заданных букв в пособии «Яблонька» развивает у детей умение самостоятельно принимать общее для всех решение, учитывать умение других, слушать и слышать другого.
Работа над грамматическим строем речи (согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными, работа над отрабатыванием предложно-падежных окончаний, практическое употребление предлогов, слов-синонимов, слов-антонимов, осуществляется с помощью следующих упражнений: например, изучая тему «Посуда» детей можно попросить продолжить предложения с выложенным контуром чашки, изменяя слово, обозначающее предмет посуды по падежам, образование множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных существительных, например, (резинка-резиночка, дом-домик, паук-паучок. Работа над связной речью (составление рассказов по заданному персонажу, развитие фонематического слуха, например, пособие «Коврограф» - ПаВлин – правый верхний угол коврографа, ЛаНь – левый нижний).
На «Геоконте» для обозначения точек используются буквы, что способствует непроизвольному запоминанию букв. Дети при работе с «Геоконтом» выкладывают контуры по схеме, по картинке, по названию координат, оречевляют свои действия, развивая внимание, мышление, восприятие, ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций. В процессе использования с детьми технологии Воскобовича педагог закрепляет поставленные звуки в словах, предложениях, развивает слухо-речевой самоконтроль детей.
Технология разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнить физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбрать подарок для своих друзей и знакомых, когда лучше приходить в гости, как вести себя за столом и т. д. Образовательное пространство методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы «накручиваясь» по спирали.
Использование технологии «Сказочные лабиринты игры» дает хорошие результаты: мы отмечаем, что дети быстрее запоминают названия геометрических фигур, легко сравнивают их с окружающими предметами, стараются изобразить при помощи разноцветных веревочек на Коврографе, паутинок на «Геоконте» и складывать из Волшебного квадрата. Обогащается словарный запас детей по всем лексическим темам, по геометрическим понятиям (геометрия, угол, отрезок, прямая, луч и др.).
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – 190 с.
2. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.
3. Развивающие игры Воскобовича : Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя). (1)