Консультация для педагогов «Речевое развитие и социализация дошкольников»

Елена Антипина
Консультация для педагогов «Речевое развитие и социализация дошкольников»

Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией. Речь свойственна только человеку, вместе с этим не развивается самостоятельно. Можно вспомнить примеры, когда дети, находившиеся среди животных не говорили, а подражали голосовым реакциям и повадкам животных. Речь ребёнка не возникаем сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

Взрослые, которые считают, что речь у дошкольника появится сама собой и особых усилий для этого прикладывать не нужно, сталкиваются с тем, что ребенок начинает либо поздно говорить, либо говорить очень плохо. А кроме этого возможно и нарушения речи различного характера.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Поэтому важное место занимает в федеральных государственных требованиях образовательная область «Коммуникация». Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Коммуникация»являются: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Основная функция речи -коммуникативная, при помощи которой происходит общение. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её правильность, внятность, выразительность, но и на тон, темы разговоров, выбор слов и выражений, выразительность и возрастные особенности дошкольников.

Речевое развитие дошкольника протекает постепенно, поэтапно от простого к сложному. Сначала происходит становление импрессивной, или пассивной речи, речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков. Устная импрессивная речь состоит в слуховом восприятии речи, письменная импрессивная речь (чтение) выражается в зрительном восприятии текста. Понимание звучания слова основано на фонематическом анализе. Для понимания фраз и предложений необходимо усвоение грамматических структур и понимание смысла слова в зависимости от контекста. А только затем экспрессивная, или активная, речь – порождение, воспроизведение речи.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи (монологической, в зависимости от функции (назначения)выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные, дошкольников учат обучению рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания. Существует - рассказывание по картине; Рассказывание по игрушке; Рассказывание из опыта; Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.

На первых стадиях формирования связной речи, для облегчения и направления целесообразно использовать наглядность, а так же опорные схемы-модели.

В процессе речевого развития усваиваются важные функции связанные с усвоением грамматической основы речи, усвоения фонематического восприятия, звуковой стороны речи, слоговой структуры речи и словообразование, а так же звуковой анализ слов и предложений. Все это решается на протяжении всего дошкольного периода. Однако, на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развитиясвязной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.

Публикации по теме:

«Развитие художественного творчества дошкольников с применением нетрадиционных техник». Консультация для педагогов Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для педагогов ДО «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с помощью музыкальных игр» Развитие художественно-творческих способностей личности – предмет изучения психологии, педагогики и других наук. Этот вопрос освещён в трудах.

Консультация для педагогов ДОО «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру»Консультация для педагогов ДОО «Социализация дошкольника через сюжетно-ролевую игру» Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения» Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики у дошкольников. Игры по сенсорике»Консультация для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики у дошкольников. Игры по сенсорике» Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать? Мелкая моторика рук – это ничто иное, как ловкость рук. Она оказывает.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью лэпбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 г. Челябинска» Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС до» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10 «Кроха» «Реализация образовательной области «Речевое развитие».

Консультация для родителей «Речевое развитие детей до 3-х лет» Самая распространенная проблема взрослых — это попытки сравнивать речевые достижения своего ребенка с успехами его сверстников. Дело в том,.

Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Подготовила: Житникова Оксана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ детского сада № 134 г. Вяземского Развитие познавательно-речевой деятельности.

Консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Методическая консультация для воспитателей «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Развитие познавательно-речевой деятельности является.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевое развитие и социализация дошкольников»
Опубликовано: 23 января 2018 в 19:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 октября. День тренера

Свой профессиональный праздник сегодня отмечают спортивные наставники. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы увлечь ребенка спортивной темой и стать для него первым тренером.

30 октября. День подготовки зверей к зиме на МААМ

Зима уже не за горами, дни уменьшаются, а на улице холодает. Пора рассказать ребятам о том, какие изменения в природе происходят в это время года, как готовятся к зиме дикие животные. Предлагаем посвятить...

Мастер-класс по аппликации из цветной бархатной бумаги «Ветка рябины» с элементами...
Мастер-класс по аппликации из цветной бархатной бумаги «Ветка рябины» с элементами рисования Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Российский флаг»
Конспект НОД по художественному творчеству ( рисование ладошками) в старшей группе на тему «Российский флаг Цель: учить детей создавать изображение...
Фотоотчет о празднике «Прогулка в осенний лес» в младшей группе
Праздник проходил в групповой комнате, заранее украсили ширму для кукольного театра, на ковре разложили листочки и грибочки, с которыми дети будут...