Папки-передвижки

Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова

Ольга Яковлева
Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОВНЕ СЛОВА

1. «Слоговые полоски»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Ход: Каждый ребенок делит заданное слово или название предъявленной картинки по слогам известными ему способами и с помощью вертикальных разграничителей делит всю полоску-сло­во на просчитанное количество частей. В таком виде полоска предъявляется логопеду.

Публикация «Речевые игры, Игровые приемы на уровне слова» размещена в разделах

Методические рекомендации: Слоговые полоски раздаются каждому ребенку группы, что позволяет логопеду одновременно проследить за темпом выполнения задания, определить степень усвоения материала группой в целом и конкретными детьми. Предлагаемые слова-картинки могут варьироваться с учетом звуконаполняемости слов, струк­турой самого слога, длиной слогового контура с целью индивидуального под- хода в коррекции речи. Для достижения максимальной самостоятельности в вы­полнении задания нужно разнообразить раздаточный материал по содержанию. С целью обогащения словарного запа­са рекомендуется включать в игры со слоговой полоской слова, относящиеся к различным частям речи (существи­тельные, глаголы, прилагательные, на­речия.).

2. «Зашифрованные слова»

Цель: профилактика нарушений сло­говой структуры слова (элизий, итераций, контаминации, перестановки слогов).

Ход:

Вариант 1. Детям предлагаются картинки и выражается просьба «раз­гадать» их названия, заколдованные героем сказки (сказанные Торопыжкой, подписанные Незнайкой и т. д.). Лого­пед зачитывает «непонятное письмо», в котором звуки и слоги в словах ис­пользуются хаотично. Например: посаги (сапоги, спутенъш (ступеньки, мосалет (самолет, катрошха (картошка, ковровка (коровка) и т. д.

Вариант 2. Наглядный материал не используется. Определяется тема, в рамках которой «запутались слова», либо угадывание в контексте. Например: «Это одежда. Маша-растеряша потеряла свой расафан (сарафан). Ребята, что потеряла Маша?»

Вариант 3. Загадываются произволь­ные слова. Дети, опираясь на имеющийся словарный запас и слуховую память на линейный ряд, называют слово.

Методические рекомендации: Данный прием используется в каче­стве «разминки» в начале занятия при закреплении обобщающих понятий, при отработке слов, относящихся к разным частям речи. Для повышения интереса можно задания воспроизводить, под­ражая голосам героев сказок.

3. «Определили порядок гласных»

Цель: профилактика нарушений сло­говой структуры слова, закрепление соотношения звука с обозначаемой его буквой.

Ход:

Вариант 1. Детям раздаются индивидуальные карточки с картинками и двумя схемами слов. С помощью карандаша требуется соединить слово-картинку с подходящей схемой.

Например:

а у У а

фартук рука

парус утка

арбуз булка

паук пушка

галстук туча

пастух сумка

Вариант 2. Схемы слов с указан­ным порядком гласных расположены на стенде логопеда. Дети группы делятся на две команды, каждая из которых подбирает картинки, разложенные на ковре, под определенную схему.

Вариант 3. Схемы слов (демон­страционные) на стенде логопеда. У каждого ребенка на столе по две картинки, названия которых подходят к представленным схемам-словам. Детям предлагают поставить картинки под соответствующие схемы.

Методические рекомендации: Дети должны четко проговаривать названия картинок, выделяя голосом гласные звуки. Если требуется, прохлопы­вать слоги, акцентируя хлопком слуховое внимание на гласных. Варианты 2 и 3 используются на фронтальных занятиях, вариант 1 — на любом виде занятия и в свободной деятельности.

4. «Звукоежка», «Слогоежка»

Цель: звуковой и слоговой анализ и синтез слов, развитие моторики рук.

Ход:

Вариант 1. Дети пальцами «идут» по дорожке картинок, выделяя в них первый звук (слог) и соединяя в слово. В конце дорожки делается движение руками, имитирующее окончание слова (составили и «съели» его на память).

Вариант 2. Дети пальцами «идут» по столу, по руке (от плеча к подушечкам пальцев каждой руки, проговаривая по слогам название представленной ортинки со сложно-слоговым контуром или большой звуконаполняемостью. Например, многоэтажный, сковорода, библиотека, Дмитриевна, Ярославль.

Методические рекомендации:

При проведении варианта 1 использу­ется раздаточный материал, на начальном этапе предлагаются одинаковые дорожки для совместного хорового «поедания» слов. В дальнейшем предлагаются ва­рианты дорожек с различными словами, возможно с учетом труднопроизносимых слов для конкретного ребенка.

При проведении варианта 2 ло­гопед может пользоваться известным набором труднопроизносимых слов, но (что важнее) лучше отрабатывать слова (на начальном этапе игры, записанные за детьми в ходе диагностики, инди­видуальных и подгрупповых занятий, в повседневной деятельности.

5. «Найди ошибку»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход: Детям предлагается рассмотреть предметы, соединенные с синим (крас­ным) шариком, либо картинки, со­единенные с синей (красной) фишкой. Цвет шарика или фишки относится к обозначению первого звука в названиях предметов (картинок). Требуется объ­яснить правильность или ошибочность предложенного соединения.

Методические рекомендации: Игра проводится в первом периоде обучения старшей логопедической груп­пы, и оречевление своих умозаключений вызывает у детей дополнительные труд­ности. Поэтому вначале предлагается использовать совместно проговари­ваемые шаблоны ответов. Возможно объединение картинок (предметов) одной лексической темой.

6. «Волшебный коврик»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход:

вариант 1. Детям раздаются части рисунка ковра определенного цвета.

Логопед называет слово, дети опреде­ляют первый звук в слове и кладут на игровое поле часть ковра, название цвета которой соответствует этому звуку.

Вариант 2. Детям раздаются раз­личные геометрические фигуры. Узор на ковре выкладывается таким обра­зом, чтобы последний звук в названии геометрической фигуры соответствовал последнему звуку предлагаемого лого­педом слова.

Методические рекомендации: На одно слово логопеда выкладыва­ется одна часть ковра. При одинаковых по цвету или форме частях включается в построение узора тот ребенок, кто первым выделил нужный звук. На фрон­тальные занятия выносится крупный рисунок ковра, слова используются знакомые и понятные детям. На ин­дивидуальных и подгрупповых занятиях рекомендуется обогащать словарь детей по лексическим темам, используя мало известные детям слова.

7. «Собери букет»

Цель: упражнение в слоговом анали­зе слов, развитие мышления, слухового внимания.

Ход: Детям предлагают составить букет из известных цветов (колокольчик, роза, ромашка, мак и т. д.). Логопед называет свои слова, а дети делят их на слоги. В вазу ставится цветок, название кото­рого по количеству слогов соответствует названному логопедом слову.

На одно слово логопеда выкладыва­ется только один цветок тем ребенком, который первым осуществил слоговой анализ слов.

8. «Дорожки грамотеев»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких согласных.

Ход: Детям предлагают соединить гласные буквы Я, Ю, Е, Ё с теми картинками, в названии которых они пишутся. Анало­гично с гласными буквами А, О, У, Э.

Поэтому можно предложить прочитать сначала слоги на парашютах либо снача­ла на островах. Это позволяет составлять слова не методом «проб и ошибок», а прогнозировать слово, определять последовательность слогов.

10. «Найди ударную гласную»

Цель: выделение ударной гласной в словах, звукобуквенный анализ и синтез слов, развитие слухового и зрительного внимания.

Ход:

Вариант 1. Перед детьми выстав­ляется слоговая дорожка. Логопед про­износит ее, выделяя голосом один из слогов. Ведущий «волшебным молотком» ударяет по гласной, которая слышалась дольше и громче.

Вариант 2. Дети составляют сло­ва из предложенных букв и слогов и определяют ударную гласную.

Методические рекомендации: Необходимо (особенно на началь­ном этапе знакомства с игрой) выде­лять ударную гласную хором, только девочками, только мальчиками, по рядам, индивидуально (спрашивать тех детей, которые часто допускают ошибки такого плана). После отработки варианта 1 игру можно усложнить: пред­ложить выбрать картинки (предметы, названия которых соответствуют про­изнесенному логопедом ритмическому рисунку слова.

Например: х — х — X (барабан, х — X — х (корова, X - х (аист).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играйте с детьми в речевые игры» К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове,а так же подбор слов с заданным звуком,то есть развиваются простейшие формы звукового.

Речевые игры для детей первой младшей группы Приведу пример некоторых игр, которые я приблизила к стандарту (создание проблемных ситуаций) и которыми теперь пользуются педагоги нашего.

Речевые игры для детей второй младшей группы. ОБВЕДИ И НАЗОВИ Цель: учить детей комментировать свои действия, развивать мелкую моторику рук, обогащение словаря. Ребенок обводит с помощью.

Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…»Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…» "Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.

Речевые игры для психологической настройки дошкольников Цель: созда-ние в гру-ппе поло-жительного эмоциональн-ого фона, атмо-сферы доброж-елательности и защ-ищенности. Очень важ-но пров-одить.

Речевые игры и упражнения по теме «Электрические приборы» Речевые игры и упражнения по теме «Электрические приборы» Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 5.

Речевые игры и упражнения по теме «Животные жарких стран» Лексическая тема: «Животные жарких стран». Задание 1. Родителям рекомендуется: — показать ребенку картинки с изображением диких животных,.

Речевые игры со звучащими жестами Методики: Т. Тютюнниковой Т. Боровик К. Орфа Цель: развитие музыкально - речевого творчества детей. Задачи: 1. Коррекционные: развивать.

Речевые игры и упражненияРечевые игры и упражнения ФИО автора Назаренко Светлана Владимировна Должность Воспитатель Реализация ФГОС дошкольного образования требует от воспитателя иных подходов.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова
Опубликовано: 17 октября 2017 в 21:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД